Зачем бизнесу «умная» система управления инцидентами на транспорте

03.07.2023

Обработка и анализ данных с бортовых систем транспортных средств позволяет снизить количество инцидентов на транспорте в три раза. Рассказываем о проекте Smart Drive, который помог «Полюсу» сделать поездки безопасными

«Полюс» — крупнейший производитель золота в России. Основные предприятия компании расположены в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском крае, Якутии. В группу входит сервисная компания «Полюс Логистика», которая занимается организацией перевозки грузов, в том числе опасных, их хранением и складированием.

Задачи:

  • Сохранить жизнь и здоровье сотрудников на транспорте;
  • Минимизировать опасные действия водителей и предпосылки к возникновению ДТП;
  • Вывести контроль над соблюдением безопасности дорожного движения на новый уровень и сделать его прозрачнее и эффективнее;
  • Объединить данные из различных источников в единую систему и интегрировать ее в бизнес-процесс.
     

Предпосылки и мотивация:

Автомобильный парк «Полюса» насчитывает свыше 3 тыс. транспортных средств (1,4 тыс. — у «Полюс Логистики»), на компанию работают 3,8 тыс. водителей. Ежедневно на линии находится 920 машин, в месяц они проезжают почти 3 млн км.
При таких объемах перевозок инциденты с участием транспорта неизбежны. Своевременные управленческие решения на основе качественного анализа данных позволяют свести количество критичных инцидентов к минимуму.

 

Решение:

Создать эффективный инструмент, позволяющий компании анализировать данные об инцидентах во время поездок, поступающие из нескольких источников, управлять отклонениями и избегать возможных потерь.


 

Реализация:

«Антисон» и другие источники данных

В июне 2020 года на 15 автомобилях «Полюс Логистики» установили систему «Антисон». Это мобильный цифровой видеорегистратор, направленный на водителя. Он фиксирует, когда водитель отвлекается, устает, начинает засыпать, курить или разговаривать по телефону во время вождения. Также система позволяет увидеть, пристегнут ли ремень безопасности. «Антисон» подает водителю световые и звуковые сигналы при обнаружении признаков нарушения дисциплины.

К августу 2022-го систему установили на 262 транспортных средствах: на 156 пассажирских автомобилях и на 106 авто, перевозящих опасные грузы. В период адаптации оборудования компания накапливала данные. Всего за три месяца был зарегистрирован 1691 инцидент.

«После установки оборудования на транспорт мы получили большие объемы информации. Появилась необходимость в инструменте, который бы позволил анализировать эти данные и управлять отклонениями. Так и родился Smart Drive — совместный проект команд Центра мониторинга безопасности поездок МФЦ «Полюс», «Полюс Логистики» и управляющей компании», — рассказывает руководитель направления по безопасности дорожного движения и пассажирских авиаперевозок компании «Полюс» Александр Балухта.

 

Что такое Smart Drive

Проект Smart Drive — комплекс отчетности, отражающий уровень безопасности вождения и предназначенный для принятия управленческих решений, направленных на повышение уровня культуры безопасности водителей.

В его периметр входят:

  • Данные, полученные от системы мониторинга состояния водителя «Антисон»;
  • Информация о водителях из учетной кадровой системы;
  • Сведения из SAP — путевые листы и информация о пройденном водителем обучении;
  • Данные о неисправностях и ремонтах транспортных средств;
  • Информация из бортовой системы «Автограф», позволяющей определить фактический маршрут в 
  • Реальном времени (система установлена более чем на 1,3 тыс. автомобилей «Полюс Логистики»);
  • Регламенты вождения и перевозок, принятые в компании, законодательные акты.

Отчеты и отработка инцидентов:


На данный момент Smart Drive собирает данные с поездок от четырех филиалов «Полюс Логистики». Нарушения и отклонения выявляются на этапах планирования, выполнения и завершения поездок.

На основе консолидированных данных из разных систем Центр мониторинга безопасности поездок формирует отчетность двух видов.

Ежедневный отчет направляется в дирекцию по охране труда и промышленной безопасности, дирекцию по операционной эффективности, отдел оперативного управления «Полюс Логистики», начальникам участков, автоколонн и транспортных цехов.

Еженедельный отчет получают гендиректор «Полюс Логистики», директора филиалов и специализированные подразделения управляющей компании: департамент охраны труда и промышленной безопасности, департамент по развитию транспортной, складской логистики и инфраструктуры.

В случае ДТП формируется аналитическая справка. Она содержит развернутую информацию о путевом листе, водителе, маршруте и характере движения (до и в момент ДТП), зарегистрированных неисправностях транспортных средств, событиях системы «Антисон», данных системы «Автограф» и видеорегистратора.

«На основании аналитических справок руководители могут расследовать происшествия, а значит, и принимать меры для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем», — комментирует старший специалист по безопасности дорожного движения компании «Полюс Логистика» Алексей Марченко.

 

Как работает система отработки инцидентов

  • Ежедневный анализ. На этом этапе данные выгружаются из системы мониторинга, происходит идентификация водителя и определяется повторяемость нарушений, например превышения скорости или разговоров по телефону.
  • Формирование отчетности. В ежедневных отчетах отражается детализация по инцидентам, в еженедельных — их динамика к прошлому периоду.
  • Подтверждение нарушений. Нарушения детально разбираются и верифицируются. Затем разрабатываются мероприятия, направленные на их минимизацию.
  • Формирование информационной справки. Она содержит персональные данные водителя, подробную информацию о нарушении (включая фотофиксацию), нормативную документацию, объяснительную водителя.
  • Применение мер воздействия. Готовится служебная записка для привлечения водителя к ответственности. Мера взыскания зависит от вида и повторяемости нарушения.
     

Дашборд и рейтинг водителей

Специалисты многофункционального центра группы «Полюс» совместно с «Полюс Логистикой» и управляющей компанией также разработали рейтинг водителей — интерактивный дашборд, на котором собраны данные по нарушениям безопасности дорожного движения, допущенным в течение заданного периода, и балльная оценка этих нарушений.
 

Как измеряется тяжесть нарушений

  • Каждое нарушение имеет собственный вес. Так, вес взгляда в сторону равен 0.
  • Отсутствие в кадре — 5.
  • Курение за рулем — 20.
  • Движение без карты — 20.
  • Превышение скорости на 10–19 км/ч — 20.
  • Превышение скорости более чем на 20 км/ч — 30.
  • Разговор по телефону — 30.
  • Непристегнутый ремень безопасности — 30.
  • Заслон камеры — 50.
  • Засыпание — 50.
  • ДТП — 100.

Рейтинг позволяет распределить водителей по качеству управления транспортным средством. На основании рейтинга компания может принимать управленческие решения, направленные на предотвращение опасных действия при вождении. Кроме того, рейтинг позволяет сформировать систему мотивации водителей за качественную работу. Сейчас разрабатывается методология.


Результаты

В течение 2022 года с помощью Smart Drive сформировали 549 аналитических отчетов и обработали более 65 тыс. инцидентов.

По данным «Полюса», использование комплекса информационных систем привело к повышению дисциплины водителей за рулем. Так, количество критичных инцидентов снизилось в три раза — с 349 в сентябре 2022-го до 114 в марте 2023-го. При этом в 2022 году ни один автомобиль, оборудованный системой «Антисон», не попал в ДТП.

«Smart Drive полностью отрабатывает функцию управления безопасностью и корректирования поведения водителей. Система аналитической отчетности помогает руководству принимать организационные и управленческие решения, направленные на минимизацию количества ДТП. Помимо всего прочего это актуально сейчас, в период санкционного давления и проблем с поставками запчастей. При этом мы используем данные, поступающие с бортовых систем не только в плоскости безопасности, но и для оценки эффективности работы нашей логистики. Наконец, каждое транспортное средство, попавшее в ДТП, — это упущенная выгода. Smart Drive позволяет предотвратить ДТП и, соответственно, снизить расходы компании», — перечисляет директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии компании «Полюс Логистика» Николай Курочкин.
 

Планы и перспективы


Дальнейшая реализация проекта предполагает интеграцию различных инструментов (появляющихся как на рынке, так и в периметре «Полюса»), направленных на повышение безопасности поездок.

В совместных планах Центра по мониторингу безопасности поездок и компании «Полюс Логистика» — обновление парка транспортных средств, дальнейшее оснащение машин системой «Антисон», активная коммуникация с владельцами дорог для повышения качества их обслуживания, а также создание офлайн-навигатора.

Прототип офлайн-навигатора, который должен помочь водителям на участках маршрута, где нет связи, уже разработан и предложен для внедрения. Этот навигатор связан с системой отчетности. Он предупреждает водителя об опасных участках, о необходимости остановок и запланированных перерывах.

«В дальнейшем мы планируем транслировать проект Smart Drive на другие бизнес-единицы: «Полюс Строй» и золотодобывающую компанию «Лензолото». В этих структурах уже проведены обследования по проекту», — заключает руководитель группы по мониторингу поездок МФЦ «Полюс» Павел Алабин.

Заголовок короткий
Зачем бизнесу «умная» система управления инцидентами на транспорте