Система Антисон — безопасность для водителя и пассажиров

14.09.2022

Причиной большинства из них становится человеческий фактор, связанный с отвлечением внимания водителей: засыпание, невнимательность, неверная оценка ситуации. По оценке Института экономики транспорта, ежегодный ущерб от ДТП составляет 3–5% от ВВП страны. Транспортные компании в стремлении минимизировать убытки все чаще обращают внимание на системы, предназначенные для предупреждения аварийных ситуаций. Лучшей отечественной разработкой в сфере безопасности на транспорте признана система мониторинга состояния водителя Антисон. В 2021 году проект внедрения системы на предприятии «Мосгортранс» отмечен премиями Rusbase Digital Awards и IT Stars.

Как работает Антисон

Автор инновационной разработки — IT-компания КСОР. Своей задачей компания считает снижение аварийных ситуаций с помощью систем, основанных на объединении последних достижений в сфере искусственного интеллекта, интернета вещей и обработки данных в режиме реального времени.Сегодня комплексы КСОР востребованы в областях, где предъявляются повышенные требования к безопасности — на общественном транспорте, в службах такси и каршеринга, в компаниях по перевозке грузов.

Комплекс мониторинга «Антисон» включает три компонента:

  • Видеорегистратор с вычислительным блоком — ведет постоянный мониторинг состояния водителя, собирает данные о местонахождении транспорта;
  • Нейросеть — анализирует входящий поток прямо на устройстве, при обнаружении признаков аномалии оповещает водителя световым и звуковым сигналом, параллельно передает информацию об инциденте в центр мониторинга, сохраняет данные для дальнейшего анализа;
  • Диспетчерский центр — реагирует на нештатные ситуации, собирает аналитику по автопарку, формирует отчеты для клиентов, анализирует профессиональные качества водителей.

Система не занимает много места — в кабине устанавливают устройство, внешне напоминающее обычный видеорегистратор. Камера сканирует лицо водителя и передает информацию на вычислительный блок. Программное обеспечение «Антисна» анализирует мимику и выявляет признаки аномалий: закрытые более двух секунд глаза, частоту морганий, непроизвольные зевания. Световые и звуковые сигналы не дают водителю заснуть и в то же время помогают сосредоточиться. Кроме того, с помощью системы можно легко выявить внеплановую остановку, отклонение от маршрута, длительное нахождение за рулем.

Сигнал об инциденте получает не только водитель, но и диспетчер в центре мониторинга. В случае нештатной ситуации сотрудник может связаться с водителем, выяснить его состояние и при необходимости снять с рейса. Программа сохраняет видеофрагменты за то время, когда случился инцидент. В дальнейшем специалисты проводят ручной анализ и выявляют потенциально опасные участки дороги, скорость транспортного средства, фиксируют нарушения правил.

Клиенты получают отчеты «Антисна» ежедневно. Аналитические сводки поступают в профильные отделы заказчиков. В них содержатся подробные сведения о маршруте, локации, скорости и истории инцидентов по каждому транспортному средству. Все данные хранятся в личном кабинете, отчеты доступны за любой период времени. При необходимости пользователи могут подключить дополнительные опции, так как система способна:

  • Вести личные карточки каждого водителя с определением риск-профиля;
  • Обрабатывать большие объемы данных и формировать расширенную статистику;
  • Интегрироваться со сторонними информационными системами.

Отзывы сотрудников отделов, отвечающих за безопасность, свидетельствуют о снижении аварийности до 85% уже через 6 месяцев после установки системы КСОР.

В результате падают расходы на ремонт ТС, сводится к нулю ущерб от простоев в результате ремонта, существенно уменьшается количество нарушений ПДД. Поскольку обработкой информации занимается единый центр мониторинга, у клиентов нет необходимости создавать отдельную аналитическую службу у себя на предприятии, что также экономит средства.

Проверка безопасности Антисна

Роспотребнадзор проверил комплекс Антисон и подтвердил его полную безопасность для водителя. Эксперты тщательно проанализировали все компоненты и пришли к выводу, что система отвечает установленным санитарным нормам, а тепловое излучение на 60–70% ниже предельно допустимых значений. Комплекс основан на технологии компьютерного зрения — искусственный интеллект обрабатывает видеопоток и извлекает из него нужную информацию.

Схожим образом работают системы распознавания лиц, которые устанавливают в метро, на вокзалах и улицах Москвы. Фактически комплекс не опаснее обычного автомобильного регистратора с функцией съемки в салоне с той разницей, что видео поступает в вычислительный блок, где поток анализирует компьютер. Инфракрасное излучение интенсивностью 0,03 Квт/м2 ниже, чем в смартфоне, а потому не способно привести к ожогам или другим проблемам со здоровьем.

Несоизмеримо более высокую опасность для водителя представляют усталость и невнимательность за рулем. Результаты исследования. Роскачества подтверждают, что 90% аварийных ситуаций можно предотвратить, если привлечь внимание водителя к дорожной обстановке за 1,5 секунды до происшествия. Опыт внедрения Антисна на предприятиях «Мосгортранса» показывает, что в процессе эксплуатации системы количество инцидентов уменьшается в 2–4 раза, что положительно влияет на статистику ДТП.

Система Антисон — аналитика Мосгортранса

Пилотный проект по установке систем КСОР на столичный транспорт стартовал в 2018 году. «Умные» устройства в автобусах сразу доказали свою эффективность — в подразделениях Мосгортранса проанализировали статистику и выявили снижение аварийности в среднем на 26%, после чего руководство ГУП приняло решение в ближайшие два года оборудовать комплексами мониторинга весь наземный транспорт и поезда московского метрополитена.

Сегодня комплексом оснащено 100% общественного транспорта столицы. Водители отмечают, что система помогает сосредоточиться, способствует повышению внимательности. Искусственный интеллект четко отслеживает непроизвольные движения водителя или машиниста и сразу подает звуковой сигнал, а светодиоды абсолютно не мешают работе. В отзывах об «Антисне» многие подчеркивают, что система выполняет важную задачу — повышает безопасность пассажиров.

Примеру Мосгортранса последовали крупные российские компании. «Антисон» уже применяются в общественном транспорте, такси, специальном транспорте, в нефтегазовой отрасли, золото- и горнодобыче, индустриальном секторе, агропромышленности, ритейле, а также на объектах критической инфраструктуры, в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектах, требующих особого контроля.

Конкурсы и премии

В 2021 комплекс мониторинга «Антисон» разработчика XOR групп завоевал ряд наград на конкурсах, где соревновались лучшие российские IT-продукты. Совместный кейс группы компаний и Мосгортранса завоевал премию Rusbase Digital Awards в номинации «Логистика». Награда вручается за лучшие проекты в области цифровой трансформации. Церемония объявления лауреатов состоялась 18 февраля в гостинице «Рэдиссон Коллекшен».

В октябре 2021 года система «Антисон» стала победителем премии IT Stars в номинации «Инновационный проект социальной направленности». Награды присуждались компаниямразработчикам IT-решений , в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

Представители КСОР отмечают, что гордятся победами на конкурсах, где проект соревнуется с лучшими разработками ведущих компаний России. «Антисон» работает незаметно, но при этом делает поездки значительно безопаснее для всех участников движения. Благодаря инновационному комплексу снизилось количество ДТП, сократились затраты Мосгортранса и других заказчиков на ремонт подвижного состава. В компании уверены, что устройства с искусственным интеллектом будут находить все большее применение в транспортной отрасли, как это принято в других странах. В частности, в Израиле благодаря обязательному оборудованию автомобилей системами помощи водителю в 11 раз снизилось количество ДТП со смертельным исходом.

Заголовок короткий
Система Антисон — безопасность для водителя и пассажиров