Задачи цифровой экономики заключаются не только в повышении эффективности производств. Немаловажное значение имеет исключение сбоев в производственных цепочках по вине пресловутого человеческого фактора, а также попытка оградить человека от вредных и опасных условий труда, либо заменив его роботом, либо создав ему электронного напарника-контролера, можно даже сказать, телохранителя.
Вот профессия шофера вроде бы не считается опасной. Тем не менее в 2021 году, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, на дорогах России произошло более 133 тысяч дорожно-транспортных происшествий, и 87,6 процента из них - по вине водителей. При этом не всегда "вина" состояла в нарушении Правил дорожного движения. Как сообщили "РГ" в ГК "Автодом", 37 процентов аварий случается по причине усталости автомобилистов, а 21 процент - из-за потери внимания.
Потенциальный травматизм и гибель людей в авариях, конечно, бестактно оценивать в рублях, а вот потери экономики страны - вполне возможно. По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), они в среднем составляют 1,78 триллиона рублей в год. Но эту сумму реально серьезно снизить. Практика показывает, что если за полторы секунды до возможного происшествия предупредить водителя, то в 90 процентах случаев ДТП можно будет избежать. "Предотвращение ДТП с помощью технических средств - не вопрос будущего, а реальность сегодняшнего дня. Установка систем мониторинга состояния водителей позволит, по расчетам, снизить ущерб в среднем на 350-530 миллиардов рублей в год", - рассказал директор по связям с органами власти IT-компании КСОР Станислав Шмелев.
Разработанными компанией системами мониторинга состояния водителей "Антисон" с 2019 года оснащен весь пассажирский транспорт Москвы. Они непрерывно отслеживают признаки усталости, отвлечения внимания и прочих опасных ситуаций, предупреждают о них водителя. И по итогам 2020 года количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в столице снизилось на 26 процентов, в 2021 году - еще на 7,5 процента. "В ближайшие два-три года системы мониторинга состояния водителей будут глубоко интегрированы в пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта. Собственно, процесс оснащения активно идет у тех компаний, которые заранее просчитали риски и оценили возможный ущерб", - подчеркнул Станислав Шмелев.
В России уже существуют конкретные технологичные решения, которые позволяют серьезно сократить количество ДТП на персональном, коммерческом или общественном транспорте, рассказал "РГ" гендиректор компании СКАУТ Андрей Трофимов. Алгоритмы видеоаналитики, основанные на работе нейросетей, анализируют изображение, поступающее с видеокамер в кабине. Они способны распознавать любое отвлечение водителя от дороги: усталость, засыпание, разговор по телефону, курение и еду за рулем. При обнаружении опасных действий система оповещает водителя звуковым сигналом и отправляет информацию диспетчеру. "Таким образом, система безопасного вождения предупреждает водителя на месте о необходимости скорректировать поведение, повышает ответственность персонала при работе на транспортном средстве и предоставляет полную информацию о работе водителя его руководителям. Некоторые компании с помощью таких систем сократили количество ДТП с участием персонала в 3,5 раза, а расходы, связанные с ремонтом транспортных средств, до 40 процентов", - добавил Андрей Трофимов.