Цифровая трансформация транспортной отрасли — одна из важных государственных задач. В утвержденной Правительством в 2021 году стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации ставится глобальная цель объединить все технологические решения и IT-сервисы в единый комплекс, который будет работать на повышение безопасности и надежности грузовых и пассажирских перевозок. В списке главных проблем отрасли на первом месте стоит высокая аварийность из-за человеческого фактора. Исправить ситуацию поможет активное внедрение на транспорте устройств мониторинга состояния водителей, подобных системе «Антисон». Работоспособность под контролем Разработчик и координатор стратегии — Минтранс России.
В документе аварийность по вине водителей названа главным вызовом. Отвечать на него планируется целым комплексом мероприятий, в том числе организацией инфраструктуры для беспилотников, цифровизацией отделов транспортной безопасности, внедрением технологий искусственного интеллекта. В регионах России беспилотный транспорт вряд ли появится в ближайшее время, а вот AI-технологии активно внедряются уже сейчас. В ведомстве идет активная работа по подготовке законопроектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Одна из инициатив находится уже на рассмотрении Государственной думы. Речь идет о программно-аппаратных комплексах контроля работоспособности водителей, которые планируется использовать совместно с тахографами. Документ был опубликован для общественного обсуждения еще в 2021 году. На сегодняшний день функцию учета рабочего времени выполняют тахографы. Нормативы разработаны в расчете на среднестатистического водителя. В частности, запрещено находиться за рулем более 4,5 часа подряд, превышать скорость и работать более 40 часов в неделю. Новый закон направлен на смягчение требований и оптимизацию графика. Регулировать рабочее время помогут системы мониторинга состояния водителя.
Одна из самых известных разработок — система «Антисон» — работает на общественном транспорте Москвы и показывает отличные результаты как средство снижения аварийности. Опираясь на успешный опыт столицы, Минтранс предложил внедрить программный продукт в масштабах России. В случае, если транспортное средство будет оборудовано прибором для контроля усталости, водитель сможет более гибко регулировать свой график — увеличивать время движения, либо чаще делать перерывы. Как искусственный интеллект определяет усталость? Аппаратная часть системы размещается в кабине водителя. Разработанный «КСОР Групп» комплекс состоит из трех блоков. На приборной панели находятся два элемента — видео камера напротив водителя и дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией. Третье устройство — это центральный блок, который ставится в скрытую часть транспортного средства и служит для хранения данных. Программная часть обрабатывает данные и выявляет опасные события. Принцип работы выглядит так: Камера ведет мониторинг состояния водителя по 60 лицевым точкам.
Данные поступают в многослойные нейросети, которые анализируют информацию в режиме реального времени. Как только программа обнаружит признаки усталости во время движения (зевание, закрытие глаз и т. п.), дисплей подает сигнал и возвращает внимание водителя к управлению транспортом. Разработка «КСОР Групп» находится на несколько шагов впереди конкурентов. Компания предоставляет заказчикам комплексную услугу, куда входит Интеллектуальный центр обработки и хранения данных, контроль работоспособности оборудования, хранение информации, доступ к статистике и многое другое. Интеллектуальный центр обработки и хранения данных, в свою очередь, включает в себя круглосуточный ситуационный центр с диспетчерами и цифровую платформу для владельцев автопарков — Центр мониторинга. Диспетчеры центра получают сведения о каждом инциденте и разбирают его в режиме реального времени. Система «Антисон» работает стабильно, а нейросеть способна срабатывать на изменения в мимике конкретного водителя.
Что ждет транспортные компании в 2024 году?
Законопроект получил одобрение главы Правительства РФ Михаила Мишустина и поступил в Госдуму уже за его подписью. Скорее всего, парламентарии примут документ не позднее весны 2023 года. Установка систем мониторинга состояния водителей пока не будет обязательной, предприятия вправе внедрять технологию в зависимости от своего желания. Не менее года уйдет на корректировку нормативов и ПДД. Нововведение может вступить в действие уже в 2024 году.
Конкретные программные продукты в документе не упоминаются. Компании вправе сами выбирать ПАК и дорабатывать его под свои нужды. Решением транспортной оптимизации уже занимается ГУП «Мосгортранс» (Москва). В 2020 году после установки системы «Антисон» предприятию удалось на 26% сократить аварийность на городском транспорте, в 2021 году снижение составило еще 7,5%. Также удалось снизить производственный травматизм и сэкономить средства, которые ранее шли на ремонт автопарка.
В 2022 году завершились пилотные испытания устройств «Антисон» на двух крупных предприятиях:
- «Полюс» — крупнейшая золотодобывающая компания России устанавливает систему на грузовом транспорте «Полюс Логистика»;
- АО «Хиагда» — часть уранового холдинга «Атомредметзолото» оснащает умными приборами автопарк в рамках корпоративной программы повышения безопасности труда водителей.
Директор по логистике АО «Хиагда» Андрей Фефелов отметил, что система показала хорошие результаты, а руководитель направления по БДД департамента по охране труда УК «Полюс» Александр Балухта сообщил, что в случае успешного применения устройств в логистике, «Антисон» установят на весь автопарк.
Следует ожидать, что одобрение законопроекта послужит стимулом для других компаний поддержать инициативу по внедрению новых технологий. Это станет очередным шагом на пути к цифровизации транспортной отрасли, повысит безопасность всех участников дорожного движения и положительно отразится на экономической эффективности бизнеса.