Регулирование в сфере транспортной безопасности уделяет особое внимание контролю за состоянием и здоровьем водителей. Об этом говорят новые правила медицинских осмотров, появление в ближайшем будущем алкозамков на транспорте и другие законодательные новшества. Одно из направлений транспортной безопасности, которое позитивно зарекомендовало себя, — это умные системы мониторинга состояния водителей. Денис Фураев, исполнительный директор IT-компании КСОР «Антисон», рассказал журналу RUБЕЖ о том, как развивается рынок систем мониторинга состояния водителя, какой экономический эффект дает их внедрение и на что стоит обратить внимание при выборе такой системы для корпоративного автопарка.
Что собой представляют системы мониторинга состояния водителей в 2023 году?
Денис Фураев: Активное развитие рынка систем мониторинга состояния водителей началось несколько лет назад. Мы стояли у его истоков в России – прототип системы мониторинга «Антисон» появился в 2014 году, и после полевых испытаний и доработки устройств в 2018 году запустили первые пилотные проекты с предприятиями Московского транспортного узла. С 2019 года «Антисон» работает на пассажирском автопарке ГУП «Мосгортранс» и подвижном составе Московского метрополитена. Тогда же начали сотрудничество с рядом компаний из нефтяной, газовой, золотодобывающей и других отраслей промышленности. Сегодня КСОР самая большая российская компания в направлении помощи водителю и мониторинга его функционального состояния, на сегодняшний день мы обслуживаем более 14 000 устройств онлайн.
Как работают системы мониторинга и где их можно применять?
Денис Фураев: В основе системы мониторинга «Антисон» лежат технологии компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Камера на приборной панели автоматически включается при запуске двигателя и отслеживает состояние водителя более чем по 60 точкам на лице и более чем по десяти параметрам оценки: частые или наоборот редкие моргания, закрытия глаз, положение и повороты головы и так далее. Когда система обнаруживает признаки усталости, засыпания или отвлечения внимания, она оповещает водителя звуковым сигналом об опасной ситуации и возвращает его внимание к управления транспортом. Обработка видеопотока происходит непосредственно на DSM-камере независимо от наличия связи. Сразу после обнаружения опасной ситуации центральный блок передает информацию в виде события и короткого видеоролика в ситуационный центр, где сотрудники службы мониторинга обрабатывают событие, оценивают фактическое состояние водителя и принимают необходимые меры согласно утвержденным с заказчиком регламентам. Это может быть звонок в службу безопасности движения или охраны труда заказчика с рекомендацией о замене водителя или отправки его на отдых и перерыв, звонок водителю напрямую. Таким образом система «Антисон» предотвращает возможные аварийные ситуации на дорогах. Также система может контролировать использование мобильного телефона за рулем, курение, наличие пристегнутого ремня безопасности и другие события, которые могут спровоцировать опасную ситуацию на дороге.
Кроме того, система позволяет подключать дополнительные камеры контроля водителя в салоне транспортного средства, наружные камеры, камеры в зоне грузового отсека, камеру ADAS, задавать геозоны для контроля, маршруты, параметры нахождения в локациях и многое другое. Это значительно расширяет функционал системы. Камера ADAS как дополнительный помощник позволяет контролировать ряд параметров при движении, такие как критичное сближение до столкновения, пересечение полосы движения транспортного средства, определение и детекция человека в зоне движения.
Еще один важный момент – возможность интеграции с другими IT-системами и подключения дополнительного оборудования других производителей, которое уже строит на транспорте. У нас есть опыт интеграции с крупными отраслевыми IT-системами. На базе системы «Антисон» мы можем создавать кастомизированную информационную среду в соответствии с потребностями бизнеса. Наша система единственная из систем видеомониторинга интегрирована с тахографами и может передавать на них данные об усталости водителя.
Самый большой опыт сотрудничества у нас с компаниями из сферы пассажирских перевозок и промышленности. Сейчас системой «Антисон» оборудовано 100% пассажирского транспорта Москвы, наши устройства работают на транспорте и спецтехнике крупнейших предприятий ПАО «Полюс», подразделения ГМК ЕВРАЗ, предприятия Горнорудного дивизиона ГК «Росатом», в автопарках логистических компаний, агрохолдингов и во многих других отраслях. При этом решение универсально – его можно применять в любой сфере, где человеку важно сохранять концентрацию.
Какой экономический эффект дают системы мониторинга? Какую экономию и за счет чего получает компания, которая поставила на транспорт систему мониторинга?
Денис Фураев: Главная задача системы «Антисон» – сохранение жизней людей и активов компаний. Человеческая жизнь бесценна, а материальная экономия за счет снижения аварийности вполне поддается расчету. По данным наших клиентов, после установки системы количество ДТП из-за человеческого фактора снижается в среднем до 85%, расходы в связи с ремонтом и простоем транспорта – до 65%. Конкретная экономика внедрения очень индивидуальна. В нашей практике есть случаи, когда благодаря своевременному оповещению системы удавалось предотвратить ДТП и сохранить ценные грузы более чем на 30 млн руб. одномоментно. Мы ежедневно обрабатываем кейсы, когда из-за усталости водителей и отвлечения внимания возникают риски потери дорогостоящей промышленной спецтехники и грузов – аварии удается не допустить только благодаря системе «Антисон».
Что важно учитывать при выборе системы мониторинга усталости для автопарка? На что обратить внимание?
Денис Фураев: В первую очередь важно оценивать качество программного обеспечения, алгоритмов работы нейросетей и оборудования, на котором работает система. Сегодня на рынке множество решений, в основе которых лежит иностранное ПО, и при выборе такой системы стоит учитывать, что кастомизация и доработка его под свои нужды, а также индивидуальная настройка – это почти всегда долго и проблематично, а иногда и вовсе невозможно. Не стоит забывать и о появляющихся ограничениях и санкциях, поэтому использование российского решения на сегодняшний день самый безопасный вариант. Развитие продукта на основании обратной связи от заказчика и большая выборка инцидентов — ключевой момент для улучшения алгоритмов распознавания инцидентов. У нас этот процесс идет непрерывно: алгоритмы обучаются, опираясь на реальные данные, полученные с тысячей работающих устройств. Мы сами пишем программное обеспечение силами штатных программистов и разработчиков, производство устройств локализовали в России. Наше решение, полностью контролируемое на всех этапах, гибкое и адаптивное. Мы можем развернуть его в закрытом контуре заказчика, если это необходимо, и в отличие от иностранного ПО здесь не возникает проблем с информационной безопасностью.
Также стоит учитывать качество обслуживания устройств, мониторинг работоспособности оборудования, обновление ПО и так далее – как оно организовано. У нас для этого есть собственная инфраструктура полного цикла: служба R&D, удаленная техническая поддержка 24/7, служба инженеров и эксплуатации устройств, собственный ситуационный центр 24/7, а также широкая сеть дилеров и подрядчиков, которые устанавливают и обслуживают «Антисон» в любом регионе России. Направление помощи водителям и мониторинга их функционального состояния является основным для компании КСОР, и именно поэтому мы являемся абсолютным лидером в данной области.