Уснул за рулем – такая ситуация становится причиной самых тяжелых аварий. Но к авариям приводит не только сон. Потеря водителем концентрации случается гораздо чаще. Даже мелкие аварии наносят предприятиям с большими автопарками серьезный экономический ущерб.
Любое отвлечение внимания на дороге может привести к травмам участников движения. Человеческий фактор в дорожном движении отменить пока нельзя: беспилотные автомобили как массовая технология еще только разрабатываются. Но существуют технические решения, помогающие контролировать усталость человека за рулем. Одна из них – система мониторинга состояния водителя «Антисон», разработанная российской IT-компанией КСОР.
КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ УСТАЛОСТЬ
Существует несколько технологий, позволяющих контролировать засыпание водителя. Самая простая – это оценка положения головы. Такие устройства созданы на основе гироскопов. Принцип действия простой: как только голова начинает слишком сильно клониться вперед, подается сигнал и приспособление будит человека. Способ не самый надежный, ведь если водитель уже начал засыпать, значит, контроль за дорогой он потерял довольно давно, и пробуждение может запоздать.
Продвинутые системы мониторинга создаются, чтобы подать сигнал водителю при первых признаках утомления. Они основаны на анализе физиологических показателей и обрабатывают:
- Показания систем управления автомобилем;
- биотоки головного мозга;
- частоту дыхательных движений;
- частоту сердечных сокращений;
- насыщение крови кислородом;
- электрическое сопротивление кожи;
- активность мышц.
Данные анализирует бортовой компьютер автомобиля. Когда фиксируется утомление, автомобиль либо подает хозяину сигнал, что пора прекратить движение, либо, в самых дорогих моделях, сам останавливается, чтобы человек был вынужден отдохнуть.
Такой вариант уже позволяет предотвратить ДТП с серьезными последствиями. Но когда усталость сказывается на состоянии организма, это значит, что человек уже очень утомлен и, скорее всего, какое-то время не слишком внимательно следит за дорогой.
На выручку приходят системы видеонаблюдения, оценивающие мимику и направление взгляда человека. Они способны отследить признаки усталости на ранней стадии.
ПО ГЛАЗАМ ВИДНО!
Анализ видеоизображений, который применяется в разработке КСОР, основан на той же технологии, что профайлинг в аэропортах. Профайлинг на транспорте – это методика оценки движений и мимики человека, которая позволяет выделить в толпе человека с нетипичным поведением. Она ориентирована на поиск тех, кто готовится совершить преступление, и успешно применяется во всех крупных аэропортах, а теперь и в Московском метрополитене.
В крупных транспортных узлах профайлингом занимаются группы психологов, им помогают мощные компьютеры. Для оценки усталости водителя нужен меньший вычислительный ресурс, и такую работу вполне может выполнить компьютер, размещенный в кабине автомобиля. Ведь требуется мониторинг состояния конкретного человека, который находится на определенном месте, а не выхватывать лица из толпы.
Антисон анализирует видеоизображение и отслеживает движение мимических мышц. Особое внимание уделяется глазам и рту. Если человек часто зевает, часто и медленно моргает, это показатель выраженного утомления, водителю нужен отдых.
Система фиксирует и ранние признаки утомления. Они заметны в мимике человека. Изначально компьютер пользуется заданными алгоритмами, но полученные данные передаются на обработку в нейросеть, и постепенно вырабатываются индивидуальные алгоритмы.
Антисон замечает не только усталость, но и другие ситуации, когда водитель отвлекается от дороги. Если он курит или ест за рулем, разговаривает по телефону – всё это отметит система. Она подаст сигнал и в случае, если двигатель заведен, а в кабине никого нет. В КСОР считают, что всё это – важные факторы, отвлекающие водителя от дороги, даже если телефонный разговор ведется по разрешенным правилами дорожного движения устройствам hands free. Если заказчик считает иначе, у Антисна есть возможности настройки устройства под определенные требования заказчиков. Ненужные функции можно отключить, чтобы не получать лишнюю информацию.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА АУТСОРСИНГЕ
Водители в дороге круглосуточно, а у офисов компаний рабочий день, чаще всего, ограничен. Что мешает сотруднику игнорировать предупреждения автоматики и продолжать движение несмотря на то, что он устал? Именно так, даже под угрозой штрафа, поступают дальнобойщики с показаниями тахографов. КСОР – пионер российского рынка видеоаналитики. Выход из ситуации компания нашла в концепции «Безопасность как услуга». Машинный интеллект Антисна работает совместно с круглосуточным диспетчерским центром КСОРа, расположенным в Казани. Это помогает не только зафиксировать инцидент, но и вмешаться в ситуацию.
Система мониторинга подает сигнал не только водителю. Она оповещает о срабатывании и диспетчера. Опытные сотрудники круглосуточного ситуационного центра следят за сигналами Антисна в автомобилях предприятий-клиентов. Они видят фото момента срабатывания, могут просмотреть видео и готовы оперативно оказать помощь водителю, разрешив ситуацию наилучшим с точки зрения безопасности способом.
Ситуации на дороге бывают разными. Не каждую из них стоит решать через принудительную остановку транспортного средства сразу после того, как система сработала. Возможно, уже[m1] через пару километров водителя ждет удобный охраняемый кемпинг. Задача диспетчера в этом случае – определить, что безопаснее: съехать на обочину или добраться до оборудованного места отдыха.
Принятые решения учитываются алгоритмами нейросети. Таким образом каждодневная рутинная работа делает систему мониторинга Антисон более приспособленной к реальным условиям.
Заказчик может корректировать алгоритм помощи, которую ожидает от диспетчера, задавать важные для специфики бизнеса правила. В концепцию «Безопасность как услуга» входят техобслуживание, использование устройств из подменного фонда, круглосуточная техподдержка и предоставление отчетов о срабатываниях в удобной для клиента форме.
ПРОВЕРЕНО ПРАКТИКОЙ
Антисон не новинка на рынке систем мониторинга состояния водителя. Но КСОР – единственный в России оператор, предлагающий комплексный подход к безопасности движения. Система апробирована на нескольких крупных предприятиях, среди которых, например, ГУП «Мосгортранс». Участвуют в нем и подрядчики «Мосгортранса» – частные перевозчики, которые работают на городских маршрутах. Всего Антисном оснащено более 9,5 тысяч транспортных средств – автобусов и микроавтобусов, трамваев, электробусов и поездов метро.
Московские водители работают в сложной дорожной обстановке. Особенно сильно усталость накапливается в часы пик, когда пассажиропоток резко возрастает, на дорогах образуются пробки, а поезда метро двигаются с минимальными интервалами.
Статистика «Мосгортнанса» говорит в пользу Антисна:
- стало на 7,5% меньше ДТП с участием городского наземного транспорта;
- в них травмировалось на 4,2% меньше людей;
- количество аварий по вине водителей «Мосгортранса» и подрядчиков снизилось на 25%.
Есть опыт применения системы при междугородних перевозках людей и грузов, на спецтехнике, использующейся для добычи полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, ритейле. Во всех этих отраслях, по данным диспетчерского центра, Антисон помогает предотвратить не менее 5 серьезных ДТП в месяц, и по мере распространения системы количество не случившихся аварий возрастает.
Антисон устанавливается не только на транспорте, но и в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектах, требующих особого контроля, на объектах критической инфраструктуры.
Планы Минтранса дополнить мониторинг режима труда и отдыха водителей с помощью тахографов системами автоматизации контроля и поддержания работоспособности, по мнению разработчиков Антисна, могут привести к снижению числа ДТП в стране и повышению безопасности дорожного движения. Но только в случае, если мониторинг утомляемости водителей будет не формальным, а реально работающим. Не всегда человеку нужен длительный отдых, чтобы восстановить концентрацию. Порой для этого достаточно 15-30 минут. Для междугородних перевозок такие перерывы практически незаметны. На коротких маршрутах есть специфика, но, как показывает опыт КСОРа, при грамотном менеджменте можно соблюдать график без ущерба безопасности движения.