В 2023 году основными трендами транспортной отрасли стали совершенствование законодательной базы, переориентация рынка на отечественные решения и, как следствие, повышение требований к технологической зрелости продуктов в области транспортной безопасности. По сути, текущие тенденции могут стать предчетей для создания единого информационного поля, так необходимого отрасли.
Тренд № 1. ЭДО упростит деятельность транспортной отрасли
С 1 марта электронный документооборот (ЭДО) стал хедлайнером нововведений в Минтрансе. Теперь не только транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость, которые уже были указаны в законах, но и договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявку грузоотправителя можно оформлять в электронном виде. Форму документов утвердит Федеральная налоговая служба по согласованию с Минтрансом.
Чуть ранее, 22 февраля, вступили в силу изменения в ФЗ «О транспортной безопасности», которые также оптимизируют деятельность отрасли. Они отменяют избыточные требования для получения отдельных разрешений на перевозку и перевалку опасных грузов внутренним водным и железнодорожным транспортом, поскольку эта деятельность является лицензируемой. Кроме того, изменения предусматривают, что опасные грузы могут быть допущены к перевозке при наличии электронного документа-уведомления, который направляется в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Оптимизация перечня документов и внесение их в ЭДО значительно упрощает и ускоряет процесс документооборота в транспортной сфере.
Тренд № 2. Законодатели контролируют состояние и здоровье водителей
С 1 марта вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу». Это значит, что теперь сотрудников проверяют на наличие ограничений, указанных в части 1 статьи 10 ФЗ «О транспортной безопасности»: непогашенная или неснятая судимость, алкоголизм и наркомания, психические заболевания, причастность к экстремистской деятельности и т.д. Проверку в обязательном порядке проходят все новые сотрудники и специалисты, которых не проверяли ранее при приеме на работу. Постановление действует до 1 марта 2029 года.
Росстандарт также совершенствует систему контроля: с 1 апреля вступает в действие ГОСТ Р 70637–2023. Он определяет требования к алкозамку, задача которого – не допустить нетрезвого водителя к управлению транспортом. Согласно документу, система перед проверкой идентифицирует водителей, для чего оснащается видеокамерой, в которую уже загружены данные (биометрия, информация о правах и т.д.). Далее проводится тест на наличие паров алкоголя, и если система их обнаружит, то алкозамок глушит двигатель автомобиля. Такими устройствами оборудуют «детский» транспорт, а также машины для транспортировки коммерческих, опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора.
Еще один закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ, касающийся состояния водителей, вступит в силу с 1 сентября 2023 года и введет новый вид медицинского осмотра – дистанционный. Его можно будет проводить в течение рабочего дня или смены с использованием медтехники, которая позволяет производить автоматизированную передачу данных о состоянии здоровья водителей и дистанционный контроль. Новый вид осмотра не отменяет очное химико-токсикологическое исследование, которое водитель должен проходить минимум дважды в год. Отдельный запрет на прохождение дистанционного медосмотра прописан для тех, кто занимается перевозкой организованных детских групп, пассажиров на маршрутах протяженностью более 300 км и опасных грузов.
Закон направлен на оптимизацию затрат транспортных компаний на медосмотр без потери качества контроля. Но есть ряд вопросов, на которые законодателям придется найти ответы. Например, в части оперативного внесения информации о результатах осмотров в различные базы данных (прием в штат/увольнение, привлечение к перевозкам сторонних компаний или водителей).
Тренд № 3. Импортозамещение – драйвер создания единого «транспортного» инфополя
Компании в сфере обеспечения транспортной безопасности переходят на отечественные решения не только по соображениям технологической независимости. Во-первых, отечественные продукты необходимо дорабатывать с учетом современных требований, и ряд компаний уже включились в процесс. Во-вторых, на многих объектах инфраструктуры и транспортных средствах все еще работают решения зарубежных поставщиков. Их необходимо заменять системами отечественного производства либо прорабатывать пути интеграции с российскими. В-третьих, уже имеющиеся отечественные системы также необходимо интегрировать с вновь устанавливаемыми.
Создание единого информационного поля в результате проработки бесшовной интеграции позволит сделать транспортную систему более управляемой с возможностью централизованного контроля.
Предстоит искать решения, которые позволят вывести большое количество данных из различных систем в единый интерфейс и проводить оперативный обмен ими, чтобы предоставить пользователю максимум информации. Вероятно, в течение года мы увидим большое количество новых разработок в направлении объединенных информсистем.
Тренд № 4. Рынок перейдет на кастомизацию решений
Спрос на кастомизацию как услугу – еще один явный вектор. Создание индивидуальных решений в области транспортной безопасности – обширная часть рынка. Причем спрос на данную услугу наблюдается не только в сфере оборудования, но и в области информационных систем и интерфейсов. Это обширная часть рынка, и российским производителям предстоит стать гибкими, чтобы дорабатывать информационные системы и оборудование под заказчика. Потому что процесс предусматривает создание индивидуальных проектов с разворачиванием решений как в закрытых контурах c обеспечением необходимых требований в области информационной безопасности, так и на внешних серверах.