ДЕНИС ФУРАЕВ, КСОР «АНТИСОН»: «НАША ЗАДАЧА – ЗАЩИТИТЬ ЖИЗНИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

30.11.2022

Усталость за рулем — одна из самых распространенных причин аварий. А недостаток сна у водителя повышает вероятность попасть в ДТП на 90%. Как помочь водителям контролировать усталость? Что из себя представляют современные системы мониторинга усталости, которые уже в ближайшие годы могут стать обязательными? На эти и другие вопросы в беседе с порталом «ГлобалМСК» ответил Денис Фураев, исполнительный директор IT-компании КСОР, разработчика системы мониторинга состояния водителей «Антисон».

- Как давно существует ваша компания? И почему вы решили работать именно с проблемой усталости за рулем?

- Человеческий фактор по-прежнему остается одной из основных причин ДТП, до 94% ДТП в мире происходит по вине человека. И 7 из 10 таких аварий – из-за потери внимания и усталости водителей. Из-за ДТП социально-экономические потери в России каждый год достигают почти 2 трлн рублей по данным НИИ Автомобильного транспорта.

В 2014 году появился исследовательский проект, который занялся решением этой проблемы, именно на основе этого проекта сформировалась IT-компания КСОР. В том же году появился первый прототип устройства «Антисон». Мониторинг состояния водителей и предотвращение аварий – это процесс, который требует максимальной точности, мы долго и тщательно проводили испытания, дорабатывали устройство и программное обеспечение. В 2018 году компания КСОР запустила пилотные проекты с предприятиями Московского транспортного узла, с 2019 года «Антисон» работает на всем автопарке ГУП «Мосгортранс», подвижном составе Московского метрополитена.

- Расскажите о вашей разработке. Как она работает? В чем суть мониторинга состояния водителя? Как камера может уловить засыпание?

- «Антисон» — это бесконтактная интеллектуальная система мониторинга состояния водителя, которая работает на базе технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта. «Антисон» включает в себя само устройство, программное обеспечение – многослойные нейросети, которые обрабатывают видеопоток и обнаруживают потенциально опасные события, а также центр мониторинга – единый центр обработки и анализа данных. В основе технологии – собственное программное обеспечение, разработанное специалистами IT-компании КСОР.

Камера устройства внешне напоминает видеорегистратор, она расположена на приборной панели напротив водителя, не мешая обзору, чтобы анализировать поведение и состояние водителя и обрабатывать видеопоток. Рядом с камерой устанавливается небольшой дисплей, который оповещает водителя в момент опасности звуковым сигналом и световой индикацией.  Центральный блок монтируется в скрытой части транспортного средства. Его задача - хранить данные и передавать их в Центр мониторинга. 

«Антисон» автоматически включается при запуске двигателя и отслеживает состояние водителя более чем по 60 точкам на лице. Всего система использует больше десяти разных параметров оценки: частые или наоборот редкие моргания, положение и повороты головы, общие изменения в мимике и другие физиологические особенности. Когда камера обнаруживает тревожные признаки, например, засыпание, отвлечение внимания, она подает водителю звуковой и световой сигнал, возвращая его внимание к управлению транспортным средством, и таким образом предотвращает происшествия на дорогах. Реакция системы практически мгновенная – например, для того, чтобы распознать засыпание, достаточно двух секунд.

После того, как система обнаружила опасный инцидент, информация автоматически передается в центр мониторинга – это единый сервис обработки и хранения данных и круглосуточный ситуационный центр. Операторы центра оценивают ситуации, которые фиксирует «Антисон» в соответствии с регламентом, и затем подтверждают или отклоняют событие.

У каждого клиента, который устанавливает «Антисон» на свой транспорт, есть круглосуточный доступ к Центру мониторинга - в любое время диспетчер автопарка может получить информацию с каждого устройства: где находится транспортное средство, по какому маршруту двигается, какие события были зафиксированы и так далее. Система позволяет формировать подробную аналитику по автопарку, выявлять основные проблемы, создавать риск-профили водителей.

Уникальность системы мониторинга в том, что «Антисон» - единственное в России комплексное решение в области транспортной безопасности, в формате «безопасность как услуга»: мы сами разрабатываем ПО, производим и устанавливаем устройства, собираем статистику, обеспечиваем техподдержку в любом регионе России. Наши заказчики видят всю необходимую информацию по автопарку в режиме 24/7 в личном кабинете центра мониторинга и получают только проверенные данные, без ложных срабатываний благодаря наличию единственного на рынке круглосуточного ситуационного центра, где происходит дополнительная проверка потенциально опасных событий. Мы накопили глобальный массив данных по поведению водителей за рулем и их состоянию, это позволяет нам непрерывно обучать нейросети и совершенствовать алгоритмы распознавания критических ситуаций. По оценкам экспертов, такого объема данных нет ни у одной компании в России и мире.

- В чем глобальная задача систем мониторинга усталости? Просто разбудить водителя?

- Задача системы «Антисон» шире — это защита жизней всех участников дорожного движения, обеспечение безопасности на дорогах России. Наше сотрудничество с ГУП «Мосгортранс» и Московским метрополитеном показывает, что с этой задачей мы успешно справляемся. По итогам 2020 года количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в городе снизилось на 26%, в 2021 году – еще на 7,5%. Мы видим, что «Антисон» не только предотвращает аварии, но и повышает культуру вождения: подтвержденных опасных событий становится меньше, водители реже отвлекаются и более внимательно относятся к своему состоянию и здоровью. Также за счет сокращения числа аварий «Антисон» помогает оптимизировать затраты на обслуживание и ремонт автопарка. В целом после установки системы «Антисон», по подсчетам клиентов, количество ДТП из-за человеческого фактора снижается в среднем на 85%, расходы в связи с ремонтом и простоем транспорта – на 65%.

- Каждое IT-решение в области безопасности, и особенно транспортной безопасности, которая затрагивает миллионы людей ежедневно, должно соответствовать самым строгим требованиям. Как следите за этим? Как добиваетесь надёжности работы системы?

- Мы ежедневно отслеживаем работу наших устройств, размечаем опасные события на реальные и ложные, на основе Big Data выявляем проблемы, их значимость и условия возникновения. Когда технически сложное устройство и ПО разрабатывают, собирают и поставляют разные компании, то запрос на доработку и обратная связь от заказчика, в нашем случае от владельцев автопарка, может обрабатываться очень долго. 

Мы полностью контролируем весь жизненный цикл системы «Антисон»  и непрерывно совершенствуем продукт, учитывая обратную связь от участников рынка и владельцев автопарков.  Развитие продукта на основании обратной от связи транспортных компаний — ключевой момент для улучшения алгоритмов. У нас этот процесс идет постоянно: алгоритмы обучаются, опираясь на реальные данные, полученные более чем с 12 000 устройств. И после того, как мы вносим изменения в работу алгоритмов в том или ином автопарке или депо, мы сразу можем оценить эффект от внедренных изменений с точки зрения статистики. Это безусловный плюс комплексного сервиса.

- Где уже установлена система? Планируете ли расширять географию?

- С 2019 года система «Антисон» установлена на подвижном составе Московского метрополитена. Также «Антисон» работает на автопарках и спецтехнике промышленных компаний из нефтегазовой, горнодобывающей, золотодобывающей отраслей, в агропромышленности, ритейле. В числе активных пользователей – крупнейший производитель золота в России ПАО «Полюс», предприятия дивизионов ГК «Росатом» и другие. Мы присутствуем во многих регионах России, в этом году успешно провели испытания устройства даже за Полярным кругом, и планируем расширять географию своего присутствия.

Заголовок короткий
ДЕНИС ФУРАЕВ, КСОР «АНТИСОН»: «НАША ЗАДАЧА – ЗАЩИТИТЬ ЖИЗНИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»