Система «Антисон» как эффективный способ снизить аварийность

30.06.2022

Снижение аварийности сегодня становится целью каждого транспортного предприятия. В условиях сложной экономической ситуации первоочередная задача компаний — обеспечить сохранность автопарка и сократить затраты на ремонт. Повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок помогают системы мониторинга состояния водителей, которые сегодня Минтранс рекомендует применять совместно с тахографами. Одна из таких разработок, система «Антисон», уже доказала свою эффективность на общественном транспорте Москвы.

Зачем нужен мониторинг состояния водителей

Результаты исследования Центра цифровой экспертизы Роскачества показывают, что только 15% аварий происходит по независящим от водителя причинам. В остальных случаях к ДТП приводит снижение концентрации на дорожной обстановке в среднем за 2,5 секунды до происшествия. После анализа наиболее частых ситуаций эксперты пришли к выводу, что 90% аварий можно предотвратить, если вернуть внимание водителя на дорогу за 1,5 секунды до опасного инцидента.

Чаще всего водители начинают отвлекаться от дороги по причине утомления. Соблюдение режима труда и отдыха и контроль при помощи тахографов безусловно повышают безопасность движения, но эти устройства не учитывают индивидуальные психофизиологические особенности конкретного человека. Водителю приходится полностью концентрировать свое внимание на дороге, что вызывает сильную нагрузку на мозг. Ухудшают положение проблемы со здоровьем, плохие бытовые условия, семейные ссоры.

В обычных условиях организм сигнализирует человеку о необходимости отдохнуть. За рулем водитель может не чувствовать утомления, так как пытается сконцентрироваться. В результате мозг не выдерживает нагрузки, и все реакции замедляются. Утомление мешает реагировать на изменения дорожной обстановки, теряется автоматизация навыков и чувство скорости, снижается острота зрения. Смертельные ДТП часто случаются, когда водитель незаметно для себя засыпает и теряет управление.

Как искусственный интеллект борется с усталостью

Специалисты группы компании «КСОР» предлагают решение «Антисон», которое распознает признаки утомления водителя. Комплекс работает по технологии компьютерного зрения. В кабине водителя стоит камера с инфракрасным датчиком, которая начинает съемку с поворотом ключа зажигания. Видеопоток поступает в программный модуль, где данные анализируют несколько уровней нейросетей. Вычисления ведутся параллельно, что повышает скорость обработки информации. В тот момент, когда система обнаружит признаки тревожного поведения, водитель получит звуковое и световое оповещение.

Признаками усталости служат:

  • Закрытые глаза, частые и редкие моргания, «зависание» водителя;
  • низко опущенная голова, взгляды в сторону;
  • частые прикосновения к лицу и векам, зевания.

Отличие разработки «КСОР Групп» от аналогов заключается в комплексном подходе. Тревожный сигнал получает не только водитель, но и диспетчеры центра мониторинга, которые находятся на дежурстве круглосуточно. Специалисты контролируют ситуацию и в критических случаях приходят на помощь водителю. Параллельно все сведения об инциденте сохраняются в едином массиве данных, а потом используются для разбора ситуаций и формирования отчетов.

Нейросеть обучается в процессе эксплуатации. Чем дольше работает комплекс, тем больше он накапливает данных. Система запоминает признаки усталости конкретного человека и затем начинает на них реагировать. Диспетчеры отслеживают работоспособность всех систем. Если в центре мониторинга пропадает изображение или перестает работать какой-либо из элементов, с водителем сразу же связываются специалисты ситуационного центра КСОР. Отзывы свидетельствуют, что поддержка диспетчера придает водителем уверенности в критические часы, когда вероятность заснуть особенно велика.

Нарушения трудовой дисциплины

Далеко не всегда причиной ДТП становится невнимательность, вызванная усталостью. Иногда к ним может привести несоблюдение инструкций по технике безопасности: курение, не пристёгнутый ремень безопасности, разговоры по телефону и чтение сообщений в соцсетях за рулем. Любое из действий может вызвать необратимые последствия, как как водитель в это время не контролирует дорожную обстановку и рискует в любой момент попасть в аварию.

Среди частых причин несчастных случаев на автомобильном транспорте эксперты называют:

  • Несоблюдение трудового распорядка и дисциплины;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • недостатки в проведении обучения работников по охране труда.

Как повысить дисциплину на АТП?

Решение компании «КСОР» способно реагировать не только на признаки усталости, но и на все случаи, когда водитель отвлекается от дороги. Специалисты настраивают функционал непосредственно под заказчика и могут добавить или удалить опции. После настройки программное обеспечение будет выявлять все факты нарушений, оповещать об инцидентах водителя и ситуационный центр, а также сохранять данные в центре мониторинга. В дальнейшем клиент может сортировать данные, выгружать отчеты, получать сводную статистику по всему автопарку.

Курение и телефон

Инструкции по технике безопасности на предприятиях разных отраслей могут различаться, но в подавляющем большинстве случаев сотрудникам запрещено пользоваться мобильным телефоном за рулем. Несмотря на это, каждый третий водитель регулярно просматривает социальные сети и набирает сообщение непосредственно во время движения. Эксперты подсчитали, что в это время шофер не смотрит на дорогу в течение 5 секунд, что в 20 раз повышает риск ДТП.

Не менее высок риск аварий, если человек курит за рулем. Прикуривание и тушение сигареты занимает в среднем 3-5 секунд и повышает риск пожара внутри салона. По статистике, с 2016 года количество ДТП, связанных с различными факторами отвлечения внимания внутри салона, возросло на 16%.

Система, разработанная КСОР, существенно сокращает количество инцидентов уже в первые месяцы после внедрения. Не всегда сотрудник идет на нарушение сознательно. Многие автоматически берут в руки смартфон, когда слышат звонок. Систему «Антисон» можно настроить таким образом, что предупреждающий сигнал в кабину будет поступать даже если человек будет говорить по телефону с использованием hands-free. Система «Антисон» для водителя служит своего рода помощником. Она напоминает сотруднику о необходимости соблюдения правил по технике безопасности.

Ремень безопасности

Доказано, что пристегнутый ремень безопасности 2-2,5 раза снижает риск гибели и тяжелых травм даже при ДТП с фронтальным столкновением, а при опрокидывании автомобиля — в пять раз. Если скорость небольшая, ремень может полностью защитить от травм при любых авариях. Система «Антисон» для водителя — дополнительная гарантия безопасности, так как напоминает о необходимости пристегнуть ремень.

Эффект от внедрения системы мониторинга

Устройства от XOR GROUP применяются на общественном транспорте Москвы, а также на промышленных предприятиях в ряде регионов России. Пилотный проект компания реализовала совместно с ГУП «Мосгортранс» (Москва). Сегодня «умными» устройствами оборудован весь наземный транспорт столицы и большая часть поездов московского метрополитена. По статистике предприятия, с за год работы системы мониторинга «Антисон» аварийность в «Мосгортрансе» снизилась на 26%, что на 65% сократило убытки от простоев и расходы на ремонт.

Отделы охраны труда компаний-клиентов используют данные системы «Антисон» для анализа причин инцидентов, риск-профилирования сотрудников, разрешения спорных ситуаций. Система позволяет получать отчеты как в целом по организации, так и по каждому сотруднику. Сводная аналитика показывает, что с помощью комплекса удается предотвратить более 3 млн опасных инцидентов, связанных с засыпанием водителей. Применение комплекса совместно с тахографами помогает уйти от субъективной оценки усталости, добиться безаварийного вождения и существенно повысить экономическую эффективность компании.

В автотранспортных подразделениях АО «Хиагда» (предприятие Горнорудного дивизиона Госкорпорации «Росатом») продолжается внедрение системы искусственного интеллекта «Антисон».

Как сообщает пресс-служба «Росатома», для предотвращения происшествий на дорогах в кабинах автомобилей монтируют систему мониторинга состояния водителя.

Техника работает в автоматическом режиме и способна реагировать на физиологические признаки потери концентрации сидящего за рулем. Как только датчики зафиксируют отвлечение или дремоту, сразу подается звуковой сигнал.

По словам Андрея Фефелова, директора по логистике и транспортному обеспечению «Хиагды», необходимость постоянно концентрировать внимание на дорожной обстановке, монотонное движение, а также однотипный набор действий перегружают нервную систему и органы зрения, а за рулем, как известно, усталость накапливается незаметно.

«Система «Антисон» показала хорошие результаты», - резюмировал транспортник.

Заголовок короткий
Система «Антисон» как эффективный способ снизить аварийность