![](/sites/default/files/2023-04/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202023-04-24%20%D0%B2%2019.23.39.jpg)
Станислав Шмелев, директор по связям с органами государственной власти IT-компании КСОР «Антисон» пояснил для Inkazan, должен ли общественный транспорт быть самоокупаемым.
Шмелев отметил, что городской общественный транспорт — это традиционно зона ответственности государства, и практически всегда это дотационная отрасль. Основной объем перевозок в городах обеспечивают государственные автотранспортные предприятия: они строят сеть маршрутов, исходя из потребностей города, обслуживают технику, контролируют развитие дорог и так далее.
По его мнению, самоокупаемость общественного транспорта — это один из глобальных вопросов. Здесь можно провести параллельно между общественным транспортом и дорогами — внутригородскими и скоростными междугородними шоссе.
«Являются ли дороги, в которые государство город вкладывают крупные суммы, окупаемыми? Нет, не являются, если смотреть на них с точки зрения бизнеса. Но при этом дороги дают возможность для экономического развития города. Аналогичная ситуация и с общественным транспортом: хороший общественный транспорт приносит не прямую, а косвенную прибыль, стимулирует экономическое развитие городов», — считает эксперт.
Шмелев считает, что когда в городе есть качественный общественный транспорт, население более мобильное, развиваются экономические связи, у жителей шире выбор рабочих мест, до которых можно быстро и комфортно добираться. Общественный транспорт в большинстве городов не только России, но и мира в целом, не является окупаемым напрямую.