Всегда ли безопасность дорожного движения зависит от водителя? И можно ли помочь им контролировать свое состояние, чтобы избежать ДТП? Современные технологии это позволяют.
Обычные устройства, определяющие засыпание человека за рулем, например, гироскопические датчики, которые надеваются на ушную раковину и определяют положение головы водителя, справлялись с этой задачей не слишком хорошо. Когда водитель уснул и склонил голову на грудь, он и другие участники дорожного движения уже находятся в крайней опасности. Внезапно разбуженный человек не сразу оценивает дорожную обстановку. В такой ситуации водители путают педали газа и тормоза, резко выкручивают руль и совершают другие, часто фатальные ошибки.
В основе разработки компании КСОР — системы мониторинга состояния водителя «Антисон» — лежит совершенно другой принцип. Умная технология не дожидается, пока водитель уснёт. Она распознаёт признаки усталости, которые проявляются задолго до засыпания, и уже на этом этапе подает сигнал как человеку за рулем, так и диспетчерам компании, которые вместе с заказчиком решают, что делать в конкретной ситуации.
Техника без опасности
Статистика аварийности на дорогах утверждает: техника, хотя и дает сбои, причиной ДТП неисправности становятся всего в 6% случаев. Остальные 94% происшествий происходят из-за человеческого фактора, и часто это связано с тем, что человек за рулем теряет концентрацию из-за усталости или отвлекается на такие простые бытовые дела, как разговор по телефону или, например, курение.
Сегодня за тем, чтобы водитель работал за рулем не больше разрешенного времени, следят тахографы, которые в обязательном порядке устанавливают на общественном и грузовом транспорте. Однако усталость может появиться внезапно, даже если человек только полчаса назад закончил положенный по трудовому кодексу перерыв и прекрасно выспался накануне поездки. И отследить состояние конкретного человека и предупредить его об опасной ситуации тахограф не может, потому что такой функционал в нем просто не предусмотрен.
Не панацея и контроль состояния водителя в течение рабочего дня. Это эффективная мера, но ведь усталость у людей наступает не по графику, она может проявиться внезапно. В некоторых отраслях, например, при междугородних перевозках, оценка степени усталости водителя традиционными способами невозможна в принципе. Но существуют технологии, способные прийти на помощь и водителям, и руководству логистических компаний, ведь материальный ущерб от ДТП — это существенная часть их расходов.
Робот в помощь!
Люди отвлекаются, а роботы — нет. Но о массовом применении беспилотных автомобилей речи пока не идет. Только тестирование связки робота и водителя займет годы, а полностью доверить дорожное движение машинам можно будет только в очень отдаленной перспективе. Но роботам уже можно доверить контроль за состоянием водителя. Если вовремя предупредить человека, что он в опасности потому что утомлен, это поможет избежать неприятностей на дороге.
Добиться такого результата помогает система контроля состояния водителя «Антисон», разработанная группой компаний КСОР. Система позволяет оказывать логистическим компаниям услугу в формате «безопасность на транспорте под ключ», которая состоит из трех этапов:
- оценка состояния водителя при помощи технологий компьютерного зрения;
- обработка результатов многослойной нейронной сетью;
- одновременная подача звукового и светового сигнала водителю в случае опасности и передача записи инцидента в диспетчерский центр, входящий в группу КСОР;
- оценка ситуации диспетчером;
- сигнал заказчику в удобной для него форме.
Время реакции системы практически мгновенное — для распознавания усталости или засыпания достаточно двух секунд. Кроме того, разработчики постоянно совершенствуют алгоритмы, а нейросеть позволяет составить профиль конкретного водителя с учетом его личных особенностей и отслеживать его состояние с минимальным процентом ложных срабатываний.
Из чего состоит «безопасность под ключ»
В кабине устанавливают устройство, состоящее из двух частей: видеокамера и вычислительный блок. Устройство начинает работу при включении двигателя. Камера ведет наблюдение, вычислительный блок обрабатывает данные и передает их по мобильной связи в центр мониторинга.
Штатный функционал, кроме признаков усталости, фиксирует:
- отсутствие водителя за рулем при включенном двигателе;
- непристегнутый ремень безопасности;
- курение, разговор по телефону, прием пищи (все это повышает вероятность аварии) и другие факторы риска, которые нужны компании-владельцу автопарка.
Данные обрабатываются на собственных серверах КСОР-групп и в защищенных облачных хранилищах. Заказчик через веб-интерфейс центра мониторинга может получать информацию о количестве инцидентов каждого типа с начала сотрудничества с группой компаний, данные трекинга и многое другое в режиме реального времени. Функционал системы «Антисон» может быть расширен: если установить на транспортное средство дополнительные камеры, она способна обнаруживать препятствия по ходу движения автомобиля (ADAS), передавать информацию водителю о происходящем в «слепых зонах» (BSM) и фиксировать происходящее в салоне.