Подавляющее большинство ДТП происходит из-за человеческого фактора. По оценкам экспертов, причина до 40% аварий — усталость водителя и засыпание за рулем. На пассажирском и грузовом транспорте результатом происшествий на дорогах становятся травмы пассажиров, выход из строя автопарка, потеря ценных грузов. Обязательный предрейсовый контроль не всегда решает проблему — усталость может почувствовать даже хорошо отдохнувший человек, если будет долго выполнять монотонные действия. Значительно более результативны системы контроля усталости, которые отслеживают психофизиологическое состояние человека и предупреждает водителя о потенциально опасных событиях. Тульская служба новостей выяснила, как работает самая известная разработка в этой сфере — система «Антисон». Решение доказало свою эффективность на пассажирском транспорте Москвы, на предприятиях добывающей промышленности и горно-обогатительных комбинатах. Как умное оборудование предотвращает ДТП, и какие инновации ждут в будущем транспортную отрасль России?
Технологии против усталости водителей
За рубежом системы мониторинга состояния водителей, или Driver Monitoring System, применяются на коммерческом транспорте на протяжении многих лет. Эти приборы используются не только в автобусах, грузовиках и на тяжелой технике, но и в судоходстве. Опыт показывает, что интеллектуальные системы помощи снижают аварийность, побуждают водителей строго соблюдать протоколы безопасности и рационально подходить к режиму труда и отдыха. В США, Европейском союзе и в Китае принято законодательство, согласно которому DMS появится в новых автомобилях уже к концу этого десятилетия.
В России передовые технологии активно внедряются на протяжении последних пяти лет. Лидирует в этом направлении компания «КСОР» — разработчик системы «Антисон». Прототип оборудования выпущен еще в первой половине 2000-х, и с того времени система постоянно совершенствовалась. Первые масштабные испытания приборов прошли на столичном общественном транспорте, а сегодня устройствами оснащен весь пассажирский автопарк «Мосгортранса». Благодаря умному оборудованию трамваи, троллейбусы и автобусы считаются самыми безопасными участниками движения на дорогах столицы.
Принцип работы системы
Отечественные разработчики выбрали самую эффективную модель системы мониторинга. В ее основе — компьютерное зрение, искусственный интеллект и машинное обучение.Технология многослойных нейронных сетей позволяет оборудованию распознавать опасность и оповещать водителей в моменте, то есть без задержек на запись и обработку информации человеком.
Система контроля состояния водителей включает три блока:
- оборудование для установки в кабине — видеокамера, дисплей для оповещения водителей, комплект громкой связи, центральный блок;
- многослойные нейросети — анализируют видеопоток и выявляют дремоту и сон, использование мобильных гаджетов за рулем, отсутствие водителя на рабочем месте и другие нештатные события;
- интеллектуальный центр обработки и хранения данных — состоит из двух подразделений: круглосуточного ситуационного центра и сервиса аналитики.
Камера на приборной панели оснащена ик-датчиками, которые настроены на 60+ лицевых точек. Прибор отслеживает положение головы, движение глаз, частоту моргания, зевание, характерные для усталости изменения мимики и многое другое. Когда прибор выявляет признаки снижения концентрации или небезопасное поведение, он активирует систему оповещения. В кабине срабатывает звуковой сигнал-предупреждение для водителя, что помогает ему сконцентрироваться на управлении транспортным средством.
Система реагирует на опасность в течение нескольких секунд. Оповещение получает не только водитель, но и диспетчер ситуационного центра. Операторы отслеживают каждую единицу автопарка заказчика в режиме 24/7 и валидируют поступающую информацию. При анализе ситуации специалист руководствуется регламентом и после оценки подтверждает или отклоняет событие. Такой подход помогает добиться максимально достоверной статистики без возможных ошибок и ложных срабатываний.
«КСОР» — единственный на рынке поставщик услуги мониторинга транспорта «под ключ». Помимо установки, технического обслуживания и контроля работоспособности оборудования, компания предоставляет клиентам доступ в личный кабинет, где они получают полную информацию о состоянии автопарка. Отслеживается расположение, скорость и время работы автомобилей, формируется аналитика за любой период, сохраняется видеоархив событий и многое другое. В критических случаях операторы связываются с представителем заказчика, чтобы принять решение о возможности дальнейшей работы водителя на линии.
Забота о безопасности пассажиров
Уже в первый год после внедрения в ГУП «Мосгортранс» система мониторинга показала отличные результаты. В 2020 году аварийность с участием подвижного состава снизилась на 26%, а в течение следующего года количество ДТП уменьшилось еще на 7,5%. Руководство компании сообщает, что всего 10% аварий случается по вине водителей предприятия, в остальных случаях причиной становятся ошибки других участников движения.
В 2023 году началось внедрение систем мониторинга на муниципальном транспорте Ямала. Сейчас «Антисон» тестируют на городских автобусах Салехарда и Лабытнанги. Решение об установке умных приборов принято в рамках программы по повышению комфорта и безопасности перевозок. Электронный помощник будет страховать водителей в условиях короткого светового дня и длинной полярной ночи.
«Системы мониторинга часто воспринимают как инструмент контроля за водителями, но их главная задача — обеспечить безопасность дорожного движения для всех его участников. По итогам тестирования полученные результаты будут проанализированы на предмет эффективности и целесообразности использования системы на муниципальных маршрутах автономного округа», — отметил Денис Редькин, заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
«Мы постоянно работаем над улучшением алгоритмов на основе обратной связи с тысяч устройств. И мы рады возможности применить наш опыт на благо участников дорожного движения в Салехарде и Лабытнанги»— подчеркнул Денис Фураев, исполнительный директор IT-компании КСОР «Антисон».
Новые технологии станут отличным дополнением к комплексной работе по модернизации транспортной инфраструктуры, обновлению автопарка и расширению маршрутной сети в ЯНАО.
Безопасность на производстве
«Антисон» активно применяется в отраслях с тяжелыми и опасными условиями труда. Один из крупных заказчиков «КСОР» — компания «Полюс», лидер российской золотодобычи. Контракт на поставку модулей мониторинга был заключен после успешного тестирования оборудования на транспорте предприятий группы. Сейчас умные приборы установлены на грузовиках компании «Полюс Логистика». Руководство уверено, что внедрение интеллектуальной системы поможет улучшить логистические процессы и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
В конце 2022 года началось установка приборов на транспорт АО «Хиагда» — структурного подразделения горнорудного дивизиона госкорпорации «Росатом». Проект реализуется в рамках мероприятий по охране труда и здоровья водителей, работающих на урановых месторождениях в республике Бурятия. Руководство компании отмечает, что «Антисон» показывает хорошие результаты в борьбе с усталостью.
В 2022 году запущен проект на Качканарском ГОК — одном из самых крупных комбинатов холдинга «ЕВРАЗ». Сегодня приборами уже оборудованы 240-тонные самосвалы «БелАЗ». Тяжелая техника работает на предприятии круглосуточно, и ночные смены проходят для персонала непросто. Систему мониторинга усталости решили внедрить после ряда мелких ДТП, когда в результате переутомления персонала грузовики съезжали с дорожного полотна.
Результаты пилотных испытаний руководство КГОК оценивает положительно. Контроль водителей, повышение уровня безопасности движения, сохранность подвижного состава отметили практически сразу после установки оборудования от «КСОР». Отзывы водителей свидетельствуют об эффективности приборов в борьбе с усталостью, особенно в темное время суток.
Будущее технологий мониторинга
Динамика распространения средств мониторинга свидетельствует о широких перспективах технологии. В ближайшие годы стоит ожидать появления умных устройств на значительной части муниципального и коммерческого транспорта. В первую очередь «Антисон» интересует крупные компании, где уделяется большое внимание охране труда и безопасности движения. Опыт доказал целый ряд преимуществ решения:
- снижаются показатели аварийности — постоянный контроль водителя предотвращает ДТП;
- сокращаются затраты на техническое обслуживание автопарков — оборудование продлевает срок службы автомобилей, экономит средства на ремонт и покупку новой техники;
- повышается безопасность труда — снижается производственный травматизм и связанные с ним экономические потери;
- формируется культура вождения — устройства помогают выявить распространенные ошибки и стимулируют водителя безопасно управлять автомобилем.
В перспективе средства мониторинга будут интегрироваться с другим оборудованием помощи водителю — ADAS, BSM и другими. Такая возможность уже существует. В центральном блоке «Антисна» предусмотрено четыре разъема для подключения дополнительных видеокамер, а программное обеспечение легко адаптируется под любые задачи. По желанию заказчика прибор может вести контроль геозон, отслеживать положение автомобиля в полосе, обнаруживать пешеходов на пути.
«Антисон» — универсальное решение, которое может применяться в любой сфере, где необходима высокая концентрация внимания. Это могут быть объекты критической инфраструктуры, ситуационные центры на опасных производствах, автопарки тяжелой спецтехники и другие предприятия. Внедрение более совершенных технологий в различных отраслях позволят защитить жизни людей и предотвратят потерю активов компаний.