Когда контроль состояния водителей станет обязательным? Пример внедрения системы «Антисон»
Закон о системах контроля усталости водителя транспортного средства. Опыт применения устройств мониторинга функционального состояния водителей «Антисон» от «КСОР Групп».
Работоспособность водителей будут контролировать по-новому. Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» поступили в Государственную Думу и в ноябре 2022 года и активно обсуждается парламентариями. В скором времени состояние водителей будут контролировать два прибора — тахограф и устройство мониторинга усталости. Целью нововведений стало предотвращение аварий, связанных с переутомлением за рулем.
Борьба с усталостью водителей
В «Стратегии повышения безопасности дорожного движения в РФ на 2018 — 2024 гг.» зафиксировано, что 85% аварий происходит по вине водителей. Дефекты дорожного покрытия, неисправности транспортных средств и другие факторы становятся причиной ДТП значительно реже, а сами происшествия не приводят к столь серьезным последствиям. При этом часто причиной ошибок водителей становится усталость.
Исследования в сфере определения психофизиологического состояния водителей начались еще в 1980-х годах и идут до сих пор. Например, статьи о результатах одной из научных работ были опубликованы в КНР в 2021 году. В ходе эксперимента китайские ученые выяснили, что скорость реакции водителя при нормальном самочувствии на 0,5 секунды выше, чем в состоянии физического и умственного утомления. На основе полученных данных был сделан вывод — система контроля состояния водителей может предотвратить до 60% автомобильных аварий.
Почему именно контроль? Причина проста — далеко не всегда человек способен адекватно оценить возможности своего организма. Определить уровень утомления мешает множество факторов: эмоциональное напряжение, концентрация на рабочем процессе, необходимость удерживать внимание на нескольких объектах и другие длительные нагрузки в условиях повышенной опасности. Результатом снижения работоспособности становятся критические ошибки, ведущие к ДТП.
Задача — поддержать работоспособность водителя
Пути решения проблемы были определены в 2018 году при разработке Стратегии БДД. Одним из способов предупреждения ДТП было признано внедрение интеллектуальных систем мониторинга водителей. Последние три года Минтранс активно работал над изменением транспортного законодательства и сегодня документ об обязательном использовании устройств контроля работоспособности одобрен Правительством РФ и вынесен на утверждение в Государственную Думу.
Умные приборы планируется применять в связке с тахографами, которые стали обязательными около десяти лет назад. В 2013 году вышел приказ Минтранса, по которому все автобусы и большегрузы должны комплектоваться устройствами для контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителей и скорости движения транспортных средств.
Системы мониторинга — следующий шаг на пути к безопасному дорожному движению. Авторы законопроекта исходили из того факта, что тахограф не может распознать признаки усталости и достоверно оценить состояние водителя. Эту задачу будет выполнять устройства контроля работоспособности, которые предлагается использовать на пассажирском и грузовом транспорте, в том числе и с разрешенной массой более 3,5 тонн. Такие же нормы Минтранс предлагал включить в новый закон о такси.
Как искусственный интеллект оценивает работоспособность водителя
Средства мониторинга состояния водителей внедряются на российских транспортных предприятиях уже более пяти лет. Самый большой опыт в этой сфере у IT-компании «КСОР» — разработчика системы «Антисон» и лидера рынка мониторинга состояния водителей. Умные приборы обеспечивают безопасность на общественном транспорте Москвы, в подразделениях логистики золотодобывающих предприятий группы «ПОЛЮС», на урановых месторождениях АО «Хиагда» и на автопарках других компаний из разных отраслей. Отзывы на результат применения устройств строго положительные, а сама разработка была признана лучшим решением транспортной автоматизации на отраслевом конкурсе «Логистика года 2022».
Для водителя прибор выглядит как компактная видеокамера, похожая на видеорегистратор. Она закреплена на приборной панели, и в дополнение к ней — компактный дисплей. Центральный блок находится вне зоны видимости, монтируется в скрытой части и служит для записи и передачи информации. Задача камеры— постоянный мониторинг водителей, она настроена на 60+ точек на лице и начинает работать, как только повернулся ключ зажигания.
Видеопоток обрабатывается многослойными нейросетями в поисках признаков утомления и сонливости. Объектом анализа является мимика. Система считает опасными ситуации, когда водитель:
- слишком часто или наоборот слишком редко моргает по сравнению со своим обычным состоянием;
- периодически зевает;
- закрывает глаза более чем на одну-две секунды;
- смотрит в сторону;
- клюет носом;
- отвлекается на курение и разговор по телефону;
- обращает внимание на sms, соцсети и т. п.
Как только искусственный интеллект выявляет критические признаки сна или отвлечения внимания от дороги, в кабине срабатывает дисплей. Водитель получает предупреждающие сигналы (световое оповещение и звук), что предотвращает засыпание и помогает сконцентрироваться на управлении транспортным средством. Только в 2021 году благодаря системе «Антисон» на предприятиях заказчика было предотвращено более 280 тысяч инцидентов, каждый из которых мог привести к аварии.
Компания «КСОР» первой в России начала предлагать клиентом услуги формата «Безопасность под ключ». Условие столь продуктивной работы системы — собственный Интеллектуальный центр обработки и хранения данных. В структуру входит два подразделения. Первое — круглосуточный ситуационный центр и второе — сайт с облачным сервисом мониторинга, который выполняет целый комплекс задач, в том числе в автоматическом режиме собирает информацию о транспорте, формирует отчетность, ведет личные карточки водителей и многое другое.
Сигнал о каждом инциденте сразу же получают диспетчеры ситуационного центра. Оператор анализирует и оценивает все обстоятельства события. Таким образом удается практически полностью исключить ложные срабатывания, а в критических ситуациях — сразу же проинформировать заказчика. Далее представитель компании решает, разрешить водителю продолжить работу или необходимо снять его с линии. Важно отметить, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события - для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в интеллектуальный центр обработки и хранения данных.
Опыт внедрения
Ряд компаний уже внедрили на своих автопарках систему «Антисон», не дожидаясь принятия закона. Это организации, где на первом месте стоит безопасность труда. В течение пяти лет система предотвращает аварии на предприятиях московского унитарного госпредприятия «Мосгортранс» — приборами укомплектованы столичные автобусы, троллейбусы, электробусы, трамваи и поезда метрополитена. Статистика говорит сама за себя: в 2020 году количество дорожно-транспортных происшествий на московском общественном транспорте Москвы снизилось на 26%, в 2021 году — еще на 7,5%.
Система активно используется компаниями:
- «Полюс» — крупнейший российский золотодобытчик в конце 2022 года установил «Антисон» на транспорте подразделения логистики;
- «Хиагда» — лидер горнорудного дивизиона «Росатома» оснащает устройствами транспорт, работающий на урановых месторождениях.
Достоинство системы — простая интеграция со сторонним ПО. В частности, «Антисон» интегрирован с тахографами, что исключает перегруженность кабины водителя техническими устройствами. Также «КСОР Групп» обеспечивает интеграцию с другими IT-системами, разворачивает свой сервис в закрытом контуре, если это необходимо заказчику. Помимо контроля работоспособности, разработка «КСОР Групп» выполняет целый комплекс прикладных задач и дает заказчику полную аналитику по автопарку.
Сейчас с помощью системы заказчики могут в режиме реального времени отслеживать положение транспорта на дороге, пройденный путь в км и другие параметры. Сервис мониторинг позволяет оценить профессиональные качества персонала, повышенную склонность к риску, вырабатывать определенные требования для сотрудников. Инфракрасные камеры безопасны для органов зрения и не оказывают влияние на здоровье водителей. Специалисты из ФБУЗ ЦГиЭ г. Москвы и НПО ГОИ им. С. И. Вавилова не один раз проверяли интенсивность излучения датчиков камер и не выявили отклонений от нормы.
Ожидаемые результаты от принятия закона
В случае одобрения закона автопарки смогут более гибко подходить к регулированию режима труда и отдыха. Пока водитель не имеет права находиться за рулем более 4,5 часов без отдыха и обязан делать остановки вне зависимости от степени своего утомления. Когда в кабине появится гаджет, способный контролировать состояние водителей, ситуация кардинально изменится.
В случаях, если устройство не фиксирует признаки утомления, водитель будет иметь право продолжить работу сверх положенного времени. Однако при обратной ситуации, когда усталость налицо, а положенные часы еще не истекли, придется остановиться и отдохнуть. При таком подходе возрастет безопасность всех участников дорожного движения, а компании получат возможность повысить свою экономическую эффективность.
Ожидается, что закон будет одобрен в течение 2023 года. Однако вряд ли он вступит в действие сразу. Предприятиям потребуется время на установку специальных приборов и тестирование систем. Кроме того, вслед за законом стоит ожидать выхода различных регламентов и подзаконных актов министерств и ведомств, где будут изменены правила перевозок. Только после этого механизм внедрения инновации будет прописан окончательно.
Появится ли электронные помощники в такси?
С такси ситуация оказалась достаточно сложной. Эксперты в один голос говорят о необходимости контролировать физиологическое состояние водителей таксопарков, но по инициативе депутатов Нижегородской думы решение вопроса отложено на несколько лет. Минтранс, ассоциация «Деловая Россия» и другие организации поддержали инициативу заменить обязательное оборудование такси устройствами мониторинга водителей на добровольное.
Новый закон о такси вступит в силу 1 сентября 2023 года. На первом этапе его реализации первоочередной задачей станет легализация деятельности частных таксистов. Затем, возможно, депутаты вернутся к вопросам технического переоснащения транспортных средств. В первую очередь это выгодно самим перевозчикам. Устройства мониторинга не только повысят безопасность поездок, но позволят сократить расходы на ремонт и покупку новой техники.
Цифры: Результаты работы системы «Антисон»: снижение количества ДТП из-за человеческого фактора – до 85%, снижение расходов в связи с ремонтом и простоем транспорта – до 65%.*
* по данным клиентов
Вопросы снижения аварийности в такси не первый год обсуждается профессиональным сообществом. Крупные компании рассматривают установку средств мониторинга как инвестиции в безопасность, поэтому уже сегодня готовы внедрять современные технологии контроля усталости. Следует ожидать, что в ближайшие годы интеллектуальные системы будут протестированы, а затем их применение станет обязательным. Так как главная задача устройств мониторинга — это забота о безопасности пассажиров.