Сделано в России. Отечественные технологии. Об этом давно говорят, пишут, спорят. Об отношении наших людей к отечественной продукции можно написать целые талмуды. Придворные в сказе Лескова крайне поражены тем, что русские мастера оказались не хуже английских. В советское время ругали «совпаршив» и гнались за «фирмòй». Да и сейчас хватает скептиков, которые хихикают над импортозамещением и готовы по любому поводу вскричать: «ну почему у нас не умеют делать!..»
Умеют. Очень много чего умеют и делают.
В Манеже с 20 по 22 октября проходит Международный экспортный форум «Сделано в России», организованный Российским экспортным центром. И если вы уже представили себе выставочные площади манежа, заваленные бочками с нефтью, образцами бурого и черного угля, древесиной различных пород, зерном, картофелем, мехами и прочим сырьем — ну таки вы очень ошибаетесь!
Не антрацитом единым жива страна. Нет, на площадках были представлены образцы весьма высоких технологий, шедевры IT-индустрии и робототехники. Ну, а поскольку в названии форума есть слова «Международный» и «экспортный», то сам собой напрашивается вывод — эти разработки наши. Более того, они конкурентноспособны на внешнем рынке. И они вполне могут идти — а многие уже идут — на экспорт. Поэтому площадка вызывает нешуточный интерес у иностранцев.
– Наш десятый, юбилейный Международный экспортный форум «Сделано в России» является рекордным по всем показателям, – сказала руководитель Российского экспортного центра Вероника Никишина. – Количество стран, участвующих в нашем форуме, в три раза превышает прошлый год: 78 стран прислали делегатов. А всего иностранных участников у нас в пять раз больше, чем в 2021 году.
Трудно объять необъятное, поэтому сосредоточимся на столице — благо ей на форуме принадлежит достаточно большой стенд. И недаром: ведь большинство технологий сначала «обкатываются» и тестируются именно здесь. Напомним, что в начале года ООН признала г. Москву лучшим мегаполисом мира в категориях «качество жизни» и «развитие инфраструктуры». Причем Россия велика: вполне может быть так, что какие-то из технологических новинок, пройдя испытание в столице, доберутся до зарубежных мегаполисов даже раньше, чем до родных сибирских городов.
На московском стенде можно увидеть протез человеческой руки, способный совершать достаточно тонкие манипуляции. Здесь стоит макет турбовинтового двигателя от завода «Двигатель». Рядом находится отечественная разработка, с которой мы сталкиваемся каждый день: валидатор проездных билетов в наземном транспорте. Да, его делают не в Китае, не в Тайване, а у нас. Все, начиная от чипов и заканчивая корпусом — свое, российское.
А вот еще интересный экспонат: носилки на… гусеницах! Применяются для того, чтобы выносить пострадавшего из труднодоступных мест. Заблудился, к примеру, человек лесу. Нашли его — кругом бурелом, почва топкая, а сам он идти не может. Вот тут и пригодятся такие носилки-вездеходы.
Рядом стоит небольшая коробочка на четырех широких колесах. Это небольшой робот, который можно запускать в трубы. Шустрый робот быстро прокатится по трубе, сканируя ее своими датчиками.
А вот робот-патрульный: стеклянный ящик на колесах, и наверху — видеокамера. Все видит, все слышит, может бдительно следить за порядком.
В первый день форума прошел диалог: «Диджитал-экспорт городских сервисов: Москва как драйвер среди комфортных мегаполисов». Надо сказать, что в столице очень много IT-компаний, которые занимаются разработками в самых различных сферах. Диалог был в основном посвящен проблемам безопасности, транспорта и мусора.
Например, в столице разрабатывается система, по которой весь транспорт будет в одном приложении — об этом рассказала директор по развитию проектов CPO Елена Бабченкова. Обычно человеку требуется отдельное приложение для городских карт, для вызова такси, для каршеринга, для проката велосипедов и самокатов. Но в самом ближайшем будущем все это объединится в одно приложение, которое будет выстраивать оптимальный маршрут. Да еще и учитывать при этом предпочтения самого пользователя — любит ли он ходить пешком или ему надо подыскать транспорт даже на небольшие расстояния, пользуется ли каршерингом или прокатом самокатов.
Про транспорт на сессии говорили много. Точнее — про безопасность. Вот статистика: 94 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека, 7 инцидентов из 10 — из-за потери внимания или усталости водителя. Причем большинство из них можно было бы предотвратить, если бы водитель был предупрежден в последние 2,5 секунды.
Кто или что может выдать такое предупреждение? Несколько городских IT-компаний разрабатывают такие системы. Они могут, к примеру, оценить степень усталости водителя, сканируя определенные точки у него на лице и просигналить ему: «Не засыпай!» Могут определить, что человек за рулем неважно себя чувствует или даже неадекватно себя ведет.
Для каршеринга актуален алкозамок — система, которая требует от водителя подтвердить, что у него в крови нет алкоголя. Повернул ключ в замке зажигания, дохнул в трубочку, прошел тест — можно ехать. Для водителей общественного транспорта требования и условия допуска к поездке, разумеется, жестче.
– Водители, конечно, поначалу относятся отрицательно ко всем системам контроля, – комментирует Дмитрий Шмелёв, GR-директор компании КСОР. – Но после первой же предотвращенной аварии отношение резко меняется.
Может возникнуть вопрос: о каком экспорте идет речь в нынешних условиях? Однако люди на форуме настроены оптимистично. Московскими разработками в сфере IT-технологий интересуются по всему миру. А среди постоянных покупателей называют, например, Латвию.
Впрочем, большое количество иностранных гостей на юбилейном форуме уже о многом говорит.