Система мониторинга состояния водителя Антисон от российской компании XOR Group: технические характеристики, статистика применения, опыт использования в Москве.
Режим труда и отдыха водителей жестко нормирован законом, но в реальности самочувствие человека в течение дня изменяется без учета планов, разработанных специалистами по охране труда. Цена усталости водителя на дороге – не только материальный ущерб: из каждых восьми случаев производственного травматизма, в том числе с тяжелейшими последствиями, два приходится на ДТП. Значительно снизить риск аварии помогают системы мониторинга состояния водителя. Большинство систем только подает сигнал, чтобы взбодрить человека за рулем или сообщить ему, что настало время отдохнуть. Но теперь благодаря единственному в России комплексному решению «Safety as a service”», услуге мониторинга состояния водителя от группы компаний КСОР, у руководства автотранспортных предприятий есть возможность контролировать самочувствие сотрудников и в зависимости от этого корректировать режим их работы.
Что такое «Безопасность под ключ»
«Антисон» - комплексная интеллектуальная система мониторинга состояния водителей транспорта.
Алгоритмы распознавания признаков утомления постоянно совершенствуются благодаря использованию нейросети, а в спорных или сложных ситуациях, когда искусственный интеллект выносит неоднозначный вердикт, к работе подключаются специалисты круглосуточного ситуационного центра. КСОР групп – первая из российских компаний, занявшаяся проблемой контроля уровня внимания водителей с помощью искусственного интеллекта. Система «Антисон» начала разрабатываться еще в 2014 году. Это заложило основы для развития российского рынка видеоаналитики.
В устройстве используется видеокамера, способная фиксировать информацию как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Устройство безопасно: интенсивность ИК-излучения видеокамеры составляет до 0,03 Вт/кв в то время, как СанПиН разрешает использовать оборудование мощностью 0,05 Вт/кв. м. Светобиологическую безопасность устройства и соответствие его ГОСТ-62471 подтвердила комиссия Таможенного Союза.
Система «Антисон» показала отличные результаты уже в первые месяцы своего использования, что позволило КСОР стать активным участником реализации Транспортной стратегии Минтранса на период до 2030 года. Компания также активно сотрудничает с Минтрансом России и ГТЛК в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги.
Разработчики сделали ставку на точные сверхчувствительные алгоритмы, которые позволяют вовремя заметить снижение концентрации внимания водителя, и это удалось: статистика говорит сама за себя.
Безопасность в цифрах
Системой оснащено 100% парка пассажирского автотранспорта Москвы (9 000 единиц наземного транспорта и 1 500 локомотивов метро).
После установки «Антисна», по данным Мосгортранса, число аварий с участием пассажирского транспорта в Москве снизилось на 26%, в 2021 году системой было предотвращено более 280 000 аварийных ситуаций.
Диспетчерский центр в год принимает более 10 млн сигналов, из которых более 200 тыс. – подтвержденные инциденты.
Количество ложных срабатываний системы – менее 1%.
По отзывам клиентов КСОР, система позволяет снизить количество ДТП по вине водителей до 85%.
Под контролем нейросети
Система «Антисон» основана на видеомониторинге 30 лицевых точек человека. В кабину транспортного средства устанавливается видеокамера и устройство, обрабатывающее данные. Камера фиксирует не только длительность морганий и наклон головы шофера, но и другие признаки, заметные в мимике уставшего или отвлекшегося человека. Если электроника распознаёт признаки усталости, она подает звуковой сигнал.
На этом сходство системы от КСОР с аналогами, использующими видеонаблюдение, заканчивается, а вот работа по обеспечению безопасности на дорогах только начинается.
Сигнал, который слышен только для водителя, не слишком эффективен. Автоматика может разбудить человека, но продолжать движение или остановиться – дело самого водителя. Усталость – плохой советчик, и зачастую на этом этапе принимается неверное решение ехать дальше, что значительно увеличивает риск ДТП.
В КСОР учли этот нюанс. Сигнал о любом срабатывании системы направляется в центр мониторинга КСОР, и если электроника считает ситуацию опасной, информация передается в ситуационный центр. Квалифицированный диспетчер оценивает ситуацию и действует так, чтобы минимизировать риск. Инцидент может быть решен в момент, когда водитель получил сигнал, но бывает и так, что требуется остановка и отдых.
Данные о срабатываниях (инцидентом считается не только засыпание, но и отвлечение внимания водителя на посторонние занятия – еду, курение, разговор по телефону) и реакции диспетчеров загружаются в нейросеть. Она обрабатывает информацию и вносит изменения в алгоритмы распознавания опасных ситуаций.
Нейросеть учитывает не только общие алгоритмы, но и индивидуальные реакции конкретного водителя вне зависимости от того, на каком транспортном средстве он работает. Хотя система анонимна, у шоферов есть идентификаторы, которые позволяют снизить количество ложных срабатываний и при этом могут вычислить признаки снижения внимания, характерные для конкретного человека.
Большинство ситуаций решается на уровне ситуационного центра и не требует от клиента никаких действий. Система позволяет настроить параметры личного кабинета и алгоритм распознавания событий под запросы клиента: можно использовать базовые настройки, можно исключить какие-то опции или настроить их особым образом. Например, полный запрет на разговоры за рулем неактуален для таксистов, которым приходится иногда звонить клиентам или разговаривать в дороге. Но можно настроить алгоритмы так, чтобы в подобных случаях срабатывания не учитывались.
Снижение количества основных инцидентов в несколько раз клиенты КСОРа отмечают в первые же месяцы после внедрения системы.
Как обучают нейросеть?
Нейросеть КСОРа уникальна для российского рынка систем мониторинга состояния водителя. Данные в нее поступают с 12 000 устройств: это обеспечивает большое количество объемных датасетов. Дата-сайентисты обрабатывают миллионы событий. Неважно, сочли их диспетчеры инцидентами, проигнорировали или поставили отметку о ложном срабатывании: в любом случае это важно для обучения нейросети и более точной работы алгоритмов в будущем.
Работа нейросети позволяет значительно разгрузить диспетчеров: один специалист может вести одновременно сотни транспортных средств, вмешиваясь только тогда, когда необходима дополнительная верификация спорного инцидента.
Благодаря нейросети быстро и успешно решаются задачи кастомизации – настройки алгоритмов под задачи конкретного клиента.
Починить на ходу
Важная особенность комплексного подхода КСОРа к оказанию услуги мониторинга состояния водителя – удаленный круглосуточный мониторинг работоспособности оборудования, в результате которого служба эксплуатации компании имеет информацию в моменте о состоянии оборудования и о его неполадках
Некоторые из неполадок можно решить удаленном режиме. Если выезд инженеров на объект все-таки необходим (а компания КСОР может предоставлять услугу в любом регионе России), система мониторинга оборудования поможет определить поломку и удостовериться в том, что после ремонта система работает исправно. Она помогает решить и проблему перекрытия камер: заказчик получает полную информацию, в каком именно транспортном средстве есть проблема и как расположен перекрывающий обзор камер предмет. Это помогает быстро и эффективно восстановить работоспособность системы.
До внедрения технического мониторинга информацию о том, что устройство не работает, диспетчеры и, соответственно, клиентские организации могли получать с небольшой задержкой. Сейчас, если устройство вышло из строя (или водитель отключил его намеренно), диспетчеры мгновенно узнают об этом и сообщают владельцу автотранспорта.