Система "Антисон" может появиться в грузовиках и такси. Контролировать усталость водителей будут новые технологии

10.11.2023

Закон "О безопасности дорожного движения" и система "Антисон". Зачем нужен мониторинг состояния водителей. Опыт применения устройств на общественном транспорте Москвы и на других предприятиях. Работоспособность водителей вскоре будет контролировать искусственный интеллект. Изменения в ФЗ "О безопасности дорожного движения" приняты в первом чтении Государственной думой. Авторы поправок предлагают обязать владельцев автопарков оснащать транспортные средства системами мониторинга усталости водителей. Умные устройства планируется устанавливать в грузовых автомобилях с разрешенной массой более 3,5 тонн, а также в автобусах и в такси. Сегодня подобное оборудование уже активно внедряют крупные компании, чтобы сократить издержки на содержание автопарка. Одно из наиболее известных на рынке решений — система "Антисон" от компании КСОР. Интеллектуальные ассистенты уже используются на пассажирском транспорте, в филиалах ГК "Полюс", в подразделениях ГК "Росатом» и на других предприятиях из различных отраслей.

 Как поправки к закону повлияют на аварийность

 Сегодня режим труда и отдыха водителей контролируют тахографы. Устройство регистрирует скорость, пройденный транспортным средством путь и время непрерывного нахождения за рулем каждого сотрудника. Активное внедрение бортовых самописцев началось в 2006 году, а спустя еще четыре года их установка стала обязательной. Практика доказала эффективность устройств — количество ДТП с участием коммерческого транспорта в последние годы заметно снизилась. Однако только тахографов недостаточно, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки с полным соблюдением требований к безопасности водителей. 

Тахограф фиксирует режим работы водителя и отслеживает время, когда машина находится в пути или стоит на месте. Устройство контролирует выполнение трудовых нормативов, но не способно оценить степень усталости конкретного человека за рулем. Законопроект, который сейчас рассматривает Госдума, призван это исправить. Оборудование для мониторинга состояния водителей не только будет способствовать повышению безопасности дорожного движения, но и позволит более гибко подходить к режиму труда и отдыха водителей транспортных средств. 

Исследования показали, что до 30% аварий происходит из-за переутомления водителя. Не обязательно это сон за рулем — не менее опасный фактор состояние усталости и неспособность удерживать внимание на дороге. Ученые выделили даже такое понятие как "микросон", который может наступить внезапно при длительной работе с высокой концентрацией внимания, таких как вождение автомобиля или управление тяжелой спецтехникой . У человека на несколько секунд отключается сознание, причем он даже не понимает, что проваливается в сон. В результате часто происходит непоправимое — авария на дороге с тяжелыми последствиями. В странах Евросоюза уже давно оценили серьезность проблемы. Европейские законодатели утвердили регламенты, согласно которым св 2024 года все транспортные средства будут сходить с конвейеров автозаводов с уже установленными средствами мониторинга состояния водителей. Интеллектуальные ассистенты способны обнаружить даже неявные признаки усталости и подать сигнал о возможной опасности.

В России средства контроля усталости предполагается использовать в связке с тахографами. Благодаря умному ассистенту водитель будет контролировать ь свое физиологическое состояние и при отсутствии признаков усталости сможет продолжить работу. Если же оборудование выявит переутомление, необходимо будет остановиться и сделать перерыв для отдыха. Такой подход поможет решить сразу несколько задач. Первая и самая важная — это снижение аварийности. Водитель не всегда может адекватно оценить степень своей усталости, так как находится в постоянном напряжении. Умная система заметит переутомление и предотвратит возможное ДТП. С другой стороны, интеллектуальное оборудование поможет более прозрачно регулировать рабочий график участников движения и таким образом повысит экономическую эффективность предприятий. 

Устройства, снижающие аварийность 

Российские транспортные компании и бизнес, который владеет собственными автопарками, в последние годы активно внедряют устройства контроля состояния водителей. Одна из наиболее известных на российском рынке разработок, которая уже доказала свою эффективность, — это система "Антисон". Работа над ее прототипом началась в 2014 году. Отечественные IT- специалисты взяли за основу передовые технологии, в том числе computer vision и artificial intelligence. И сегодня устройствами уже оборудован пассажирский транспорт, спецтехника на золотоносных и урановых месторождениях, автопарки предприятий, работающих в сложных условиях Крайнего Севера. Детектор функционального состояния водителей "Антисон" разработала компания "КСОР Групп". 

Для водителя устройство почти не отличается от обычного видеорегистратора — компактная видеокамера закреплена напротив водителя. Еще одно устройство в кабине — компактный дисплей. Он оповещает водителя об опасности звуковым и световым сигналом, тем самым возвращая внимание водителя к управлению транспортом и предотвращая аварии Центральный блок находится в скрытой части машины. Он предназначен для ведения журнала событий и записи материалов для архивов. ИК-камера ведет постоянный анализ состояния водителя по 60+ точкам головы и лица. Видеопоток непрерывно анализируют многослойные нейросети, способные выявить не только засыпание, но и косвенные признаки утомления и отвлечения внимания: зевание, потирание глаз, частое или наоборот медленное моргание. 

При необходимости "Антисон" может отслеживать и другие события — наличие пристегнутого ремня безопасности, разговоры по мобильному телефону, курение На распознавание любой опасности уходит не более двух секунд. В кабине водителя срабатывает резкий звуковой и световой сигнал, а информация об инциденте сразу же направляется в Интеллектуальный центр обработки и хранения данныха. Там ситуацию оценивает дежурные диспетчеры и в зависимости от обстоятельств подтверждают или отклоняют событие, это позволяет клиентам видеть объективную релевантную статистику без возможных ложных срабатываний. Важно, что устройство оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события — для этого не нужно подтверждение человека. "Антисон" для водителя — умный помощник, который моментально реагирует на опасность и предотвращает аварии. Заказчикам система помогает снизить аварийность, сокращает расходы на ремонт и обновление автопарка, повышает экономическую эффективность предприятия. 

В распоряжении клиентов "КСОР Групп" — личный кабинет Центра мониторинга, где формируется развернутая статистика. В режиме реального времени можно получить всю информацию по транспортным средствам: 

  • локацию; 
  • маршрут; 
  • скорость; 
  • сведения о происшествиях и видео с записью инцидентов и многое другое. 

В случае аварии система позволяет определить все обстоятельства, предшествовавшие ДТП. "Антисон" для заказчика — это возможность формировать глубокую аналитику, выявлять существующие проблемы, вести риск-профилирование сотрудников. 

Опыт внедрения систем мониторинга

 Первым устройства "Антисон", созданные "КСОР Групп", внедрило ГУП "Мосгортранс" (г. Москва). Реализация пилотного проекта стартовала в 2018 году, а сегодня "Антисон" для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев стал эффективным средством предотвращения ДТП. Статистика происшествий с городским пассажирским транспортом в Москве по итогам первого года использования системы "Антисон» показала снижение аварийности на 26%, в следующем году эта цифра выросла еще на 7,5%. Соответственно, сократились расходы компании на ремонт и обновление подвижного состава, снизился размер убытков от простоев, уменьшился травматизм. В 2022 году тестирование устройств "Антисон" завершила одна из ведущих золотодобывающих компаний страны — ПАО "Полюс", и приступила к их массовой установке на свой пассажирский и грузовой транспорт. 

В рамках пилотного проекта систему установили на 15 автомобилей, и за время испытаний с ее помощью удалось предотвратить более 180 аварий. "Антисон" для группы "Полюс" — прежде всего помощь водителю в соблюдении мер предосторожности при управлении корпоративным транспортом. "Эта система показала себя самым лучшим образом на транспортных предприятиях, в частности, в поездах московского метрополитена. У нас тоже есть транспорт, где работа очень монотонная, и риск засыпания очень высок", — рассказал руководитель направления по безопасности дорожного движения департамента по охране труда УК "Полюс" Александр Балухта. Не дожидаясь окончательного принятия закона, систему мониторинга усталости водителей внедряют и на предприятиях ГК "Росатом". Система "Антисон" для предотвращения ДТП на дорогах установлена в транспортном подразделении АО "Хиагда" — одном из ведущих предприятий уранового холдинга "АРМЗ". Разработка месторождений ведется в сложных условиях Крайнего Севера, где водителям приходится постоянно концентрировать внимание на дорожной обстановке. 

В компании отметили хорошие результаты от внедрения системы — умные ассистенты помогают выявить первые признаки усталости от монотонной работы и предотвращают аварийные ситуации. "Необходимость постоянно концентрировать внимание на дорожной обстановке, монотонное движение, однотипный набор действий перегружают нервную систему и органы зрения. За рулем усталость накапливается незаметно. Система "Антисон" показала хорошие результаты", — отметил директор по логистике и транспортному обеспечению АО "Хиагда" Андрей Фефелов. Директор по связям с органами власти IT-компании КСОР "Антисон" Станислав Шмелев уверен, что рынок систем мониторинга полностью готов к принятию новых законов. Массовая установка устройств контроля работоспособности в первую очередь позитивно отразится на безопасности дорожного движения. Когда у транспортных компаний появится возможность отслеживать состояние водителей и оповещать их об опасных ситуациях, уменьшится количество пострадавших в авариях, сократится экономический ущерб от ДТП. "Устройства мониторинга дадут компаниям подробную статистику по своему автопарку и сотрудникам, и при необходимости можно будет регулировать режим труда и отдыха, менять подход к формированию расписания. Это в конечном счете увеличит эффективность и прибыльность таксопарков, грузовых и пассажирских компаний", — отмечает Станислав Шмелев. 

Безопасность технологии 

Системы мониторинга часто ошибочно воспринимают как инструмент излишнего контроля за водителями. Однако их главная задача в другом — это сохранение жизней участников движения и активов компаний, которые владеют собственным автопарком. Практика показывает, что "Антисон" для сотрудников автопарков становится лучшим другом и помощником уже после первой аварийной ситуации. Как только водитель осознает, что только благодаря своевременному предупреждению он сохранил жизнь и здоровье, устройство воспринимается совсем по-другому, рассказывает Станислав Шмелев 

"Антисон" для человека полностью безопасен. "КСОР Групп" по собственной инициативе организовала проверку устройств в Центре гигиены и эпидемиологии г. Москвы и Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова. Результаты тестирования показали, что уровень инфракрасного и теплового излучения прибора не превышает допустимых значений, установленных СанПин. 

Поправки в закон решают многие проблемы, связанные с внедрением инновационных устройств. Обязанность по выработке критериев работоспособности водителей планируется возложить на федеральные органы исполнительной власти. Пока законопроект принят только в первом чтении, его дальнейшее рассмотрение запланировано на 2023 год.

Заголовок короткий
Контролировать усталость водителей будут новые технологии